ИсторияОстальное

Попытки Гитлера создать атомную бомбу

20 сентября 1939 года в ставке Гитлера со­стоялось секретное совеща­ние. Вначале на нем про­демонстрировали рисован­ный мультфильм следую­щего содержания. Самолет с опознавательными знаками люфтваффе медленно про­летал над большим городом, в котором легко можно было узнать Лондон. От самолета отделился небольшой кон­тейнер, спускаемый на пара­шюте. Некоторое время кон­тейнер свободно планировал в воздухе, а затем следова­ла ослепительная вспышка. Город, разнесенный в щеп­ки, буквально взлетел на воз­дух. Довольный Гитлер вско­чил с кресла, в экстазе зато­пал ногами и громко закри­чал: «Да, черт возьми, так оно и будет!» Фюрера окружили представители фашистской элиты и подбадривали его аплодисментами.

Показанный мультсюжет не был какой-то мисти­фикацией или розыгрышем. Заправилы Третьего рей­ха действительно решили создать новое мощное ору­жие на основе термоядерной энергии. И в этом им нема­ло способствовали талантли­вые немецкие физики. Еще летом 1938 года профессор- радиохимик Отто Ганн обна­ружил, что атом урана спо­собен делиться на две при­мерно равные части, выде­ляя при этом огромное коли­чество энергии. Он же уста­новил, что в природе суще­ствует два изотопа: уран-238 и уран-235. В военном смыс­ле более перспективным счи­тался последний, так как он обеспечивал более качественную цепную реакцию. И следовательно — взрыв большей силы, с которым не могла сравниться ни одна бомба, снаряженная обыч­ной взрывчаткой.

Другой германский фи­зик, Вернер Гейзенберг, со­общил гитлеровскому руко­водству, как можно практи­чески создать ядерное ору­жие. Он считал, что необхо­димо построить специаль­ный ядерный реактор, в ко­тором следует производить обогащение урана-235 до не­обходимой кондиции. В ре­зультате обогащения полу­чался качественный ору­жейный плутоний. В. Гей­зенберг разработал модель такого реактора и пред­ложил использовать в ка­честве замедлителя ядер­ной реакции тяжелую воду и чрезвычайно чистый гра­фит. Именно такая техноло­гия сегодня и применяется в ядерной промышленности всех развитых стран.

Таким образом, в теоре­тическом плане немцы уже летом 1939 года ясно пред­ставляли себе путь создания атомной бомбы. В их распо­ряжении имелась лучшая в мире промышленность. Но нацистов сдерживал один существенный момент — на территории Германии не имелось запасов природно­го урана. И здесь судьба пре­поднесла гитлеровцам поис­тине королевский подарок.

1 июня передовые отряды немецких мотоциклистов во­рвались в столицу Бельгии город Брюссель и сходу за­хватили богатые армейские склады с продовольствием и вооружением. На одном из складов потрясенные не­мецкие трофейщики обнару­жили… 1200 тонн высокока­чественного уранового концентрата! Его буквально два месяца назад привезли из бельгийской колонии Кон­го (ныне африканская респу­блика Заир). Это составля­ло ровно половину всего до­бытого тогда мирового запа­са урана.

Захваченного бельгий­ского урана хватило бы на производство 1000 мощных атомных бомб. Немцы по­грузили концентрат в же­лезнодорожные вагоны и от­правили его на химические заводы в Чехословакию. Под руководством инжене­ра Пауля Хартека началась работа по конструированию различных устройств для разделения изотопов урана. К программе подключили двадцать научных институ­тов и сотни физиков. Глав­ную роль в исследованиях играл Физический инсти­тут Общества кайзера Виль­гельма — крупнейший в Ев­ропе центр физической на­уки.

Реальные очертания ядер­ная программа нацистов приобрела летом 1940 года, когда в департаменте воору­жений военного ведомства Германии был утвержден так называемый Проект «U». В качестве названия исполь­зовали химический символ урана.

Уже в октябре 1940 года Вернер Гейзенберг доложил руководству рейха, что необ­ходимо для создания ядерно­го реактора и ядерного ору­жия. В конце года в Берли­не и Лейпциге было построе­но несколько исследователь­ских реакторов.

Произведенные пуски по­казали, что заложенная в ре­актор масса урана дает уже значительно больше нейтро­нов, чем поглощает их. Гит­леровцы сообразили, что в реакцию необходимо доба­вить еще урана и замедлите­ля — тяжелой воды, чтобы на­чалась настоящая цепная ре­акция.

На заводах фирмы « Ауэргезельшафт» наладили вы­пуск оборудования для про­мышленного реактора и ме­таллических брикетов, со­держащих уран. Именно их предполагалось заклады­вать в реактор для получе­ния цепной реакции. В Нор­вегии срочно соорудили за­вод по производству тяже­лой воды. Американская разведка довольно быстро узнала о ядерных манипуля­циях нацистов. Через свою агентуру спецслужбы союз­ников получили довольно точную информацию — по гитлеровскому Проекту «U» немцы опережали союзни­ков в изысканиях ровно на два года!

Весной 1942 года Вернер Гейзенберг потребовал от ру­ководства рейха 120 тысяч рабочих и 3 млн марок. Че­рез год он клятвенно обещал преподнести фюреру ядер­ное оружие. Но физика ожи­дал жесткий отказ. После по­ражения под Москвой в де­кабре 1941 года, где вермахт потерял тысячи танков, ору­дий, самолетов, немецкие за­воды с трудом выполняли план по производству обыч­ного вооружения.

Гитлер решил в первую очередь модернизировать авиацию, танки, немало де­нег тратилось на подводные лодки и создание ракетного оружия — знаменитых ракет Фау. Вопросы о производ­стве ядерной бомбы исклю­чили из первоочередного списка, и эту тему перестали обсуждать на еженедельных совещаниях.

Впрочем, к концу 1943 года Гитлер опомнился и приказал бросить все силы на создание «оружия воз­мездия» — атомной бомбы. Но было уже поздно. Запад­ные спецслужбы приложили немало усилий, чтобы раз­рушить атомный потенциал рейха. С помощью партизан им удалось взорвать завод по производству тяжелой воды, находившийся в Норвегии. Когда гитлеровцы попыта­лись построить подобный завод в районе Штутгарта, Он был уничтожен массиро­ванным налетом английской авиации.

В начале 1945 года союз­ники с воздуха разбомбили завод в Ораниенбурге, где производили металлические урановые брикеты. А затем фактически стерли с лица земли Дрезден, где находи­лись испытательные ядер­ные реакторы.

В большой спешке гитле­ровцы произвели два испы­тательных взрыва — на бал­тийском острове Рюген и в лесистой местности Тюрин­гии. Но они закончились не­удачей — вызвать цепную ре­акцию не удалось. Одновре­менно немецкий физик Курт Дибнер предпринял отчаян­ную попытку провести тер­моядерный взрыв без ис­пользования урана-235 и без плутония. На армейском по­лигоне в Готтове, к югу от Берлина, он загрузил в шах­ту тяжелый водород — дей­терий, обложил его обыч­ной взрывчаткой и произвел взрыв. К счастью, эта прими­тивная водородная бомба не сработала, иначе треть Гер­мании взлетела бы на воздух.

Таким образом, почти все серьезные историки счита­ют, что у гитлеровцев име­лись реальные возможности создать мощное ядерное ору­жие и применить его против союзников. К тому же немцы могли разместить ядерные заряды на своих ракетах Фау и снести с лица земли поло­вину Англии, Франции и Италии. Наступление совет­ских войск они планировали остановить, взрывая подзем­ные ядерные фугасы. Но для доработки «оружия возмез­дия» гитлеровцам не хвати­ло ни времени, ни сил. В про­тивном случае послевоенная Европа представляла бы со­бой выжженное пепелище.

Подписывайтесь на аккаунт агентства ХХI Век в ФейсбукеTwitter и Вконтакте