Попытки Гитлера создать атомную бомбу
20 сентября 1939 года в ставке Гитлера состоялось секретное совещание. Вначале на нем продемонстрировали рисованный мультфильм следующего содержания. Самолет с опознавательными знаками люфтваффе медленно пролетал над большим городом, в котором легко можно было узнать Лондон. От самолета отделился небольшой контейнер, спускаемый на парашюте. Некоторое время контейнер свободно планировал в воздухе, а затем следовала ослепительная вспышка. Город, разнесенный в щепки, буквально взлетел на воздух. Довольный Гитлер вскочил с кресла, в экстазе затопал ногами и громко закричал: «Да, черт возьми, так оно и будет!» Фюрера окружили представители фашистской элиты и подбадривали его аплодисментами.
Показанный мультсюжет не был какой-то мистификацией или розыгрышем. Заправилы Третьего рейха действительно решили создать новое мощное оружие на основе термоядерной энергии. И в этом им немало способствовали талантливые немецкие физики. Еще летом 1938 года профессор- радиохимик Отто Ганн обнаружил, что атом урана способен делиться на две примерно равные части, выделяя при этом огромное количество энергии. Он же установил, что в природе существует два изотопа: уран-238 и уран-235. В военном смысле более перспективным считался последний, так как он обеспечивал более качественную цепную реакцию. И следовательно — взрыв большей силы, с которым не могла сравниться ни одна бомба, снаряженная обычной взрывчаткой.
Другой германский физик, Вернер Гейзенберг, сообщил гитлеровскому руководству, как можно практически создать ядерное оружие. Он считал, что необходимо построить специальный ядерный реактор, в котором следует производить обогащение урана-235 до необходимой кондиции. В результате обогащения получался качественный оружейный плутоний. В. Гейзенберг разработал модель такого реактора и предложил использовать в качестве замедлителя ядерной реакции тяжелую воду и чрезвычайно чистый графит. Именно такая технология сегодня и применяется в ядерной промышленности всех развитых стран.
Таким образом, в теоретическом плане немцы уже летом 1939 года ясно представляли себе путь создания атомной бомбы. В их распоряжении имелась лучшая в мире промышленность. Но нацистов сдерживал один существенный момент — на территории Германии не имелось запасов природного урана. И здесь судьба преподнесла гитлеровцам поистине королевский подарок.
1 июня передовые отряды немецких мотоциклистов ворвались в столицу Бельгии город Брюссель и сходу захватили богатые армейские склады с продовольствием и вооружением. На одном из складов потрясенные немецкие трофейщики обнаружили… 1200 тонн высококачественного уранового концентрата! Его буквально два месяца назад привезли из бельгийской колонии Конго (ныне африканская республика Заир). Это составляло ровно половину всего добытого тогда мирового запаса урана.
Захваченного бельгийского урана хватило бы на производство 1000 мощных атомных бомб. Немцы погрузили концентрат в железнодорожные вагоны и отправили его на химические заводы в Чехословакию. Под руководством инженера Пауля Хартека началась работа по конструированию различных устройств для разделения изотопов урана. К программе подключили двадцать научных институтов и сотни физиков. Главную роль в исследованиях играл Физический институт Общества кайзера Вильгельма — крупнейший в Европе центр физической науки.
Реальные очертания ядерная программа нацистов приобрела летом 1940 года, когда в департаменте вооружений военного ведомства Германии был утвержден так называемый Проект «U». В качестве названия использовали химический символ урана.
Уже в октябре 1940 года Вернер Гейзенберг доложил руководству рейха, что необходимо для создания ядерного реактора и ядерного оружия. В конце года в Берлине и Лейпциге было построено несколько исследовательских реакторов.
Произведенные пуски показали, что заложенная в реактор масса урана дает уже значительно больше нейтронов, чем поглощает их. Гитлеровцы сообразили, что в реакцию необходимо добавить еще урана и замедлителя — тяжелой воды, чтобы началась настоящая цепная реакция.
На заводах фирмы « Ауэргезельшафт» наладили выпуск оборудования для промышленного реактора и металлических брикетов, содержащих уран. Именно их предполагалось закладывать в реактор для получения цепной реакции. В Норвегии срочно соорудили завод по производству тяжелой воды. Американская разведка довольно быстро узнала о ядерных манипуляциях нацистов. Через свою агентуру спецслужбы союзников получили довольно точную информацию — по гитлеровскому Проекту «U» немцы опережали союзников в изысканиях ровно на два года!
Весной 1942 года Вернер Гейзенберг потребовал от руководства рейха 120 тысяч рабочих и 3 млн марок. Через год он клятвенно обещал преподнести фюреру ядерное оружие. Но физика ожидал жесткий отказ. После поражения под Москвой в декабре 1941 года, где вермахт потерял тысячи танков, орудий, самолетов, немецкие заводы с трудом выполняли план по производству обычного вооружения.
Гитлер решил в первую очередь модернизировать авиацию, танки, немало денег тратилось на подводные лодки и создание ракетного оружия — знаменитых ракет Фау. Вопросы о производстве ядерной бомбы исключили из первоочередного списка, и эту тему перестали обсуждать на еженедельных совещаниях.
Впрочем, к концу 1943 года Гитлер опомнился и приказал бросить все силы на создание «оружия возмездия» — атомной бомбы. Но было уже поздно. Западные спецслужбы приложили немало усилий, чтобы разрушить атомный потенциал рейха. С помощью партизан им удалось взорвать завод по производству тяжелой воды, находившийся в Норвегии. Когда гитлеровцы попытались построить подобный завод в районе Штутгарта, Он был уничтожен массированным налетом английской авиации.
В начале 1945 года союзники с воздуха разбомбили завод в Ораниенбурге, где производили металлические урановые брикеты. А затем фактически стерли с лица земли Дрезден, где находились испытательные ядерные реакторы.
В большой спешке гитлеровцы произвели два испытательных взрыва — на балтийском острове Рюген и в лесистой местности Тюрингии. Но они закончились неудачей — вызвать цепную реакцию не удалось. Одновременно немецкий физик Курт Дибнер предпринял отчаянную попытку провести термоядерный взрыв без использования урана-235 и без плутония. На армейском полигоне в Готтове, к югу от Берлина, он загрузил в шахту тяжелый водород — дейтерий, обложил его обычной взрывчаткой и произвел взрыв. К счастью, эта примитивная водородная бомба не сработала, иначе треть Германии взлетела бы на воздух.
Таким образом, почти все серьезные историки считают, что у гитлеровцев имелись реальные возможности создать мощное ядерное оружие и применить его против союзников. К тому же немцы могли разместить ядерные заряды на своих ракетах Фау и снести с лица земли половину Англии, Франции и Италии. Наступление советских войск они планировали остановить, взрывая подземные ядерные фугасы. Но для доработки «оружия возмездия» гитлеровцам не хватило ни времени, ни сил. В противном случае послевоенная Европа представляла бы собой выжженное пепелище.
Подписывайтесь на аккаунт агентства ХХI Век в Фейсбуке, Twitter и Вконтакте