БиографииВидеоИстория

Голда Меир

Киевский плотник Мойше Мабович и профессио­нальная кормилица Блюма Найдич никак не думали, что их дочери Голде, родившей­ся в Киеве в 1898 году, будет уготована такая необычная судьба.

Им было о чем думать, по­мимо судьбы Голды, ведь в семье было восемь детей, но до совершеннолетия дожили лишь трое.

В 1906 году Голда вместе с родителями и сестрами эмигрировала в США. В те времена это было обычным явлением. Еврейская бедно­та массами уезжала из Рос­сийской империи за океан, надеясь обрести там лучшую жизнь. В США семья Мабович поселилась на севере страны в городе Милуоки, штат Ви­сконсин.

В 1912 году Голда окончи­ла начальную школу, педаго­гические курсы и стала рабо­тать учителем английского языка для новых эмигрантов. В четырнадцать лет она уже полностью обеспечивала себя, самостоятельно зара­батывая на жизнь. А вскоре вообще покинула семью и уе­хала на заработки в Денвер. Отличаясь твердым и неза­висимым характером, Гол­да самостоятельно строила свою жизнь, не боясь ника­ких трудностей. Так, когда за­работки учительницы пере­стали приносить доход, Голда освоила профессию швеи и стала работать в ателье.

Также она очень интере­совалась политикой и стала членом социалистического кружка молодых еврейских рабочих. Именно там она встретила своего будущего мужа Морриса Меерсона, ко­торый увлекался идеями си­онизма, то есть воссоздания независимого еврейского го­сударства на Ближнем Восто­ке и репатриации всех евреев в него. Вскоре молодые люди вступили в «Поалей Цион» — левую сионистскую органи­зацию тред-юнионистского толка, имевшую тесные связи с профсоюзами.

24 декабря 1917 года со­стоялась их свадьба, а через четыре года молодая семья переехала в Палестину. Сна­чала Голда и Моррис жили в кибуце Мерхавия в Изреэль- ской долине, где трудились как простые сельскохозяй­ственные рабочие. А затем перебрались в Тель-Авив, где Голда работала на раз­личных должностях в про­фсоюзе и на государствен­ной службе.

14 мая 1948 года Голда Меир стала одной из двух женщин-политиков, подпи­савших Декларацию неза­висимости Израиля. Позже в своих воспоминаниях она так писала об этом: «Государство Израиль! Глаза мои наполни­лись слезами, руки дрожали. Мы добились. Мы сделали еврейское государство ре­альностью, и я, Голда Мабо- вич-Меерсон, дожила до это­го дня. Что бы ни случилось, какую бы цену ни пришлось за это заплатить, мы воссоз­дали Еврейскую Родину. Дол­гое изгнание кончилось».


Создание Израиля вы­звало резкую негативную реакцию среди арабских государств. Буквально на следующий день после про­возглашения суверенитета Израиль подвергся нападе­нию со стороны объединен­ных армий Египта, Сирии, Ливана, Иордании и Ирака. Началась первая война за не­зависимость Израиля.

С началом войны моло­дому еврейскому государ­ству потребовались боль­шое количество оружия и международная поддержка. Любопытно, что первым го­сударством, признавшим Из­раиль де-юре и установив­шим с ним дипломатические отношения, стал… СССР! Он же стал первым крупным по­ставщиком оружия для мо­лодого еврейского государ­ства. Разумеется, советский лидер Иосиф Сталин прово­дил такую политику не слу­чайно. Дело заключалось в том, что арабы традиционно имели хорошие отношения с США и Англией. А создание Израиля вбивало серьез­ный клин в отношения анг­ло-американцев с арабами. Поэтому Советский Союз всячески способствовал воз­никновению и укреплению еврейского государства на Ближнем Востоке.

Голда Меир (Меерсон) была назначена первым по­слом Израиля в СССР не случайно. На политическом поле она отличалась левыми взглядами, имела рабочее происхождение и большой опыт работы в профсоюзных организациях социалистиче­ского толка, что не могло не импонировать советскому руководству.

3 сентября 1948 года Гол­да Меир приехала в Москву. Ее прибытие ознаменова­лось восторженной встре­чей, устроенной огромной толпой советских евреев во время посещения москов­ской синагоги. Это событие имело столь важное значе­ние для истории еврейско­го государства, что его даже отобразили на современных израильских банкнотах до­стоинством 10 ООО шекелей, а затем — 10 новых шекелей.

Любопытно, что Голда Меир совершенно не гово­рила по-русски, так как по­кинула Киев в весьма юном возрасте. Поэтому с совет­скими евреями она обща­лась на идише, который тог­да знали многие. Во время пребывания в Москве Голда Меир познакомилась и под­ружилась с Полиной Жемчу­жиной, супругой Вячеслава Молотова, который тогда являлся членом Политбюро и был одним из высших ру­ководителей СССР. Однажды на приеме в Кремле Полина Жемчужина обратилась к Меир на идише со словами: «Я тоже дочь еврейского на­рода!» Вскоре Полина была арестована и отправлена в казахстанский лагерь, а Москве закрыли Еврейский антифашистский комитет, газету «Эйникайт», издатель­ство «Дер Эмес», были аре­стованы крупнейшие деяте­ли еврейской культуры, а их книги изъяты из библиотек. Однако это не означало раз­вертывания массовой анти­семитской кампании в СССР. Просто «вождь народов» бо­ялся возникновения любой организованной оппозиции внутри страны, пресекая такие попытки на корню. К тому же в высшем советском руководстве обострилась борьба за власть, и в этой подковерной возне исполь­зовались любые, самые гряз­ные методы. Работать в та­кой обстановке становилось сложно, и в марте 1949 года Голда Меир покинула пост посла Израиля в СССР.

В 1949-1958 годах Голда Меир занимала пост ми­нистра труда, очень много сделав для того, чтобы гар­монизировать трудовые отношения в стране. А за­тем восемь лет возглавляла внешнеполитическое ведом­ство Израиля. В 1966 году ее избрали премьер-мини- стром Израиля. И на этом по­сту ей пришлось столкнуть­ся с немалыми трудностями.

5 июня 1967 года египет­ские и сирийские войска, оснащенные современным советским вооружением, одновременно с разных на­правлений вторглись на территорию еврейского государства. Но оказались наголову разбиты в тече­ние шести дней, оставив Синайский полуостров, Газу и Восточный Иерусалим. «Шестидневная война» была полностью выиграна Израи­лем за счет применения бо­лее современных и гибких методов ведения боевых действий.

В октябре 1973 года ара­бы попытались взять ре­ванш, что привело к новой, так называемой «войне Судного дня». И снова еги­петские и сирийские войска потерпели сокрушительное поражение, потеряв огром­ное количество танков, самолетов и артиллерии. Таким образом, во время пребывания Голды Меир на посту премьер-министра Израилю пришлось испы­тать самые тяжелейшие по­трясения в своей новейшей истории. И выйти из них с честью, во многом благо­даря твердости и высокому самообладанию высшего политического руководства. В связи с этим даже появи­лась шутливая поговорка, что «Голда Меир — это един­ственный мужчина в изра­ильском правительстве».

При этом Голда Меир ни­когда не принадлежала к феминисткам и, более того, относилась к этому обще­ственному движению враж­дебно. Она была настоящей женщиной в полном смысле этого слова, никогда не скры­вала свою женственность и, напротив, гордилась ею. Была преданной любящей матерью и бабушкой. Очень любила готовить и не упуска­ла случая заняться стряпней. В политике и по отношению к людям Голда Меир также часто вела себя типично по-женски. Ее оценка людей и событий нередко основы­валась на иррациональных ощущениях, на природной интуиции. Она умела завое­вывать сердца. Общавшиеся с ней люди быстро попадали под обаяние ее естественно­сти и простоты, таланта ясно и понятно излагать свои по­зиции. С ней очень любили общаться журналисты.

…Голда Меир ушла в от­ставку в 1974 году, оставив высший пост своему преем­нику Ицхаку Рабину.

Подписывайтесь на аккаунт агентства ХХI Век в ФейсбукеTwitter и Вконтакте