ВидеоИсторияПроишествия

Чернобыльская катастрофа

В апреле 1986 года на территории СССР произошла крупнейшая в мире техногенная авария, изменившая жизнь миллионов людей. Взрыв, равный по уровню радиации 500 хиросимским бомбам, опу­стошил город Припять, а радиационному загрязнению подверглись 19 российских регионов и огромная часть территории Европы…

Причина, в результате которой взор­вался чернобыльский реактор, неяс­на до сих пор. Виноватыми называли пер­сонал станции и проектировщиков АЭС. Во всяком случае, такие данные рассле­дования должен был озвучить академик Валерий Легасов — ученый кристальной честности… Однако он покончил жизнь самоубийством.

Взрыв на Чернобыльской АЭС слу­чился глубокой ночью 26 апреля 1986 года. Первыми на место происшествия прибыли пожарные, которые к утру смогли потушить бушевавшее пламя. Однако обуздать вырвавшуюся на волю радиацию они были не в силах. Этих героев уже давно нет в живых, все они в разное время умерли мучительной смертью.

В первые дни к реактору нельзя было подойти — температура в нем достигала пяти тысяч градусов. Но как только он догорел, специалисты бросились со­бирать обломки урана и графита. Все работы велись вручную. Ликвидаторы в противогазах и костюмах из свинца сгребали лопатами и выбирали руками куски радиоактивного вещества, сбра­сывали их в сгоревший реактор.

Остальные советские люди о катастро­фе еще не знали. Они жили в ожидании праздника — первомайской демонстра­ции и выходных. Кто знает, как долго скры­вало бы советское правительство произо­шедший «инцидент», если бы не погода. Сильные ветры и дожди, так некстати про­шедшие по Европе, раз­несли радиацию по всему миру. Больше всего «доста­лось» Украине, Белоруссии и юго-западным областям России, а также Финлян­дии, Швеции, Германии, Ве­ликобритании. Мир забил тревогу. И тогда советская пресса, как бы невзначай, сделала коротенькое заявление о том, что на ЧАЭС произошел «несчастный случай».

Первоначально, по­сле расследования госко­миссии, КГБ практически полностью возложил вину на персонал, который яко­бы при проведении тех­нических испытаний нарушил правила безопасной эксплуатации реактора. На­помним, что четвертый энергоблок пред­полагалось заглушить 24 апреля. При остановке реактора был запланирован эксперимент: следовало выяснить, хватит ли механической энергии генератора до того момента, когда запасной, резервный дизель-генератор выйдет на нужный ре­жим. За год до этого подобные испытания уже проводились на третьем блоке и все закончилось относительно благополучно. На четвертом блоке что-то пошло не так, но персонал продолжил испытания, хотя должен был активизировать технологи­ческую защиту, которая смогла бы остано­вить реактор до попадания его в опасный режим.

Такую точку зрения в 1986 году поддер­жало и МАГАТЭ. В итоге директора станции осудили на 10 лет, что по тем временам счита­лось мягким наказанием. Могли же и расстрелять.

Однако уже в 1991 году комиссия Госатомнадзора СССР пришла к заключе­нию, что авария случи­лась из-за неудовлетво­рительной конструкции реактора. Что же застави­ло компетентные органы изменить свое мнение?

Дело в том, что за день до того, как на заседании Политбюро, по некото­рым данным, собирались
озвучить результаты исследования причин чернобыльской катастро­фы, покончил жизнь самоубий­ством академик Легасов. Однако как у следователей, так и у близких ученого был ряд сомнений в том, что он сознательно ушел из жизни. Во-первых, следователям показал­ся подозрительным слишком про­фессионально сделанный узел на петле. Во-вторых, зачем было «лезть в петлю», когда у академика был под рукой именной пистолет?

Этот выдающийся ученый уча­ствовал в ликвидации аварии и про­верял затем другие построенные на территории СССР и в других странах соцлагеря атомные станции. Говорят, что он пришел в ужас, когда обнаружил мно­гочисленные недоделки и нарушения при их строительстве. Академик был уверен, что не за горами момент, когда «мирный атом» превратится в смертельную угрозу и на других станциях.

Перед кончиной Легасов оставил за­пись на диктофоне. На ней он делится своими воспоминаниями о командировке в Чернобыльскую зону отчуждения в 1986 году. Но голос академика обрывается на том моменте, когда ученый хотел прокомментировать обращение Горбачева к советскому народу и высказать какие-то важные и неизвестные ранее факты о ка­тастрофе. Сам ли автор записи решил стереть этот момент с пленки или ему кто-то «помог»? И что именно хотел сказать из­вестный ученый? К сожалению, остается только догадываться.

Однако уже в 1993 году в докладе МАГАТЭ причиной аварии называют «низкую культуру безопасности» при проектировке станции. И хотя акценты причины аварии сместили в сторону кон­структивных недостатков реактора, экс­перты посчитали, что повинна в этом также и недостаточная квалификация персонала. Однако компьютерное моделирование не подтвердило ни первую, ни вторую версии. Поэтому на Ленинградской АЭС, где также работают реакторы, идентич­ные чернобыльскому, в 1989 году прове­ли натурные испытания: на ее четвертом энергоблоке, введенном в строй в 1981 году, нарочно создали те самые условия, которые возникли на Чернобыльской АЭС в ночь на 26 апреля 1986 года. Как и следовало ожидать, ничего подобного чернобыльскому взрыву не произошло — реактор оказался настолько надежным, что даже работа в самых критических ре­жимах не вывела его из строя.

В 1996 году сотрудник Института физи­ки Земли РАН Евгений Берковский выдви­нул сенсационную версию о возможной диверсии на ЧАЭС: причиной взрыва на станции могло стать небольшое земле­трясение, зафиксированное сейсмогра­фами сейсмических станций Норинск, Глушковичи и Подлубы как раз за 22 се­кунды до катастрофы.

Странность этой сейсмической волны состояла в том, что спектр частот, сопро­вождающих сейсмические волны, скажем, при землетрясениях, находится гораздо ниже. И самое примечательное, что источ­ник возникновения этой самой высокоча­стотной сейсмической волны находился чуть ли не под четвертым энергоблоком ЧАЭС.

Поэтому некоторые независимые экс­перты пришли к сенсационным выводам: вполне возможно, что против Чернобыль­ской АЭС была совершена диверсия с применением новейших средств ведения войны — пучкового оружия, установлен­ного на искусственном спутнике Земли, или так называемого дистанционного гео­тектонического оружия.

Примечательно, что и сотрудники чет­вертого энергоблока ЧАЭС за несколько минут до взрыва реактора почувствовали резкое ухудшение самочувствия. Кстати, они в своих показаниях наотрез отрица­ли какие-либо нарушения в регламенте управления реактором. По их словам, все случилось буквально в несколько минут — в реакторном зале начались непонятные вибрации и шум, которые закончились взрывом. Согласно показаниям очевид­цев, взрыв чернобыльского реактора напоминал кадры из научно-фантастическо­го кинофильма — над зданием четвертого энергоблока поднялся в небо столб пламени метров в сто, а несколько секунд спустя в небо взмыл еще один столб пламени — в несколько раз выше первого.

Существуют свидетельства о том, что в те годы как в США, так и в СССР усиленно разрабатывалось тектоническое оружие. Особен­ность его действия заключается в том, что факт применения трудно отличить от обычного землетрясе­ния, и этот толчок очень похож на действие именно тектонического оружия — маломощный ядерный заряд закладывается в тектониче­ский разлом, и ядерный взрыв про­воцирует подземный толчок. Сторонники этой версии указывают на то, что разру­шенный блок был заснят американским спутником, каким-то чудом оказавшимся в нужный момент на нужной орбите. Из-за аварии якобы вышел из строя и секрет­ный объект «Чернобыль-2» — советская загоризонтная радиолокационная стан­ция, предназначенная для раннего обна­ружения запусков межконтинентальных баллистических ракет.

Существует гипотеза и о том, что в ре­акторе сдетонировала шаровая молния, образовавшаяся на станции после ис­пытаний электротехнического оборудо­вания. Существуют сторонники мнения о том, что причиной всему стало мощное возмущение магнитных полей в районе расположения АЭС, что привело к сбою в системе безопасности реактора и некон­тролируемому росту его мощности. Прав­да, пока что ни одна из альтернативных версий не имеет серьезных оснований: они либо прямо противоречат имеющим­ся подтвержденным сведениям, либо ни­чем не доказаны.

Однако ясно одно: ядерная катастрофа стала самой главной причиной катастро­фы геополитической — развала СССР.