Олег Керенский
Судьба старшего сына председателя Временного правительства Александра Керенского сложилась интересно и необычно. Олег Александрович тоже вошел в историю, но не как политический деятель, а как выдающийся мостостроитель. Построенные им переправы до сих пор стоят по всему миру.
Первая половина жизни Олега Александровича Керенского прошла целиком и полностью в тени биографии отца. Семья свергнутого большевиками председателя Временного правительства после октября 1917 года жила в Петрограде на полулегальном положении. Олег с младшим братом учился в престижном коммерческом училище Шидловской на Шпалерной улице. Но в 1918 году училище закрыли.
Жить становилось все сложнее, и летом того же года Керенские (кроме отца семейства, который был в бегах) попытались переехать из дорогого Питера в Усть-Сысольск (нынешний Сыктывкар). Однако по дороге были задержаны чекистами. Поначалу их обвинили в попытке сбежать к белым. Разбирательства длились шесть недель, но, как ни удивительно, в итоге все были отпущены. Единственный раз семиклассник Олег Керенский принял участие в политической акции в январе все того же 1918 года, когда вышел на демонстрацию в поддержку Учредительного собрания. Сложно сказать, понимал ли мальчик, что происходит вокруг, и мог ли сделать самостоятельные выводы. Однако факт в том, что всю свою дальнейшую жизнь он держался от политики как можно дальше.
И Олег, и Глеб обнаружили немалые способности к техническим наукам. Впоследствии оба брата стали инженерами, но по-настоящему прославиться удалось только старшему. Окончив в 1927 году университет, Олег Керенский довольно быстро приобрел известность как выдающийся мостостроитель. Первым громким проектом, в работе над которым он принял участие, стал самый большой мост Сиднея-Харбор-Бридж, соединивший берега залива Порт-Джексон. Он до сих пор считается одним из самых больших стальных арочных мостов в мире и является одним из символов австралийского города.
Сиднейский мост впечатляет своими размерами. Его полная длина составляет более километра (арочный пролет — 503 метра), а вес — 52,8 тысячи тонн (из них сама арка весит 39 тысяч тонн). Чтобы такая махина надежно держалась и не представляла опасности для перемещающегося по ней транспорта, инженерам (в том числе и Олегу Керенскому) пришлось скрепить конструкцию более чем шестью миллионами стальных заклепок, расположение которых было определено в результате сложных расчетов. Из-за крутого изгиба арки Харбор-Бридж получил в народе прозвище «Вешалка».
В 1950 году уже всемирно известный специалист Олег Керенский был приглашен в Турцию, где разработал уникальный проект для первого в мире подвесного моста через Босфор. Величественное сооружение длиной более полутора километров должно было соединить Азию и Европу. Керенский справился с проектом, однако его реализация была отложена из-за финансовых проблем. Вернуться к идее соединить берега пролива решили в 1970-м. И тогда выяснилось, что за 20 лет проект Керенского ничуть не устарел. Его лишь немного модифицировали, с учетом новых условий. Строительство продолжалось три года. И до 1988 года, когда был построен мост Султана Мехмеда Фатиха, спроектированный Керенским гигант был единственной автомобильной переправой между двумя берегами. Строительство обошлось Турции в 200 миллионов долларов. В наши дни по этому мосту каждые сутки проходит более 200 тысяч единиц транспорта, которые перевозят около 600 тысяч пассажиров.
В год закладки Босфорского моста Олег Керенский стал президентом Института инженеров-конструкторов. Затем он оставил административный пост и продолжил проектировать мосты и другие инженерные сооружения. В 1977-м этот Институт наградил его золотой медалью.
Олег Керенский умер в 1984 году в Лондоне. С тех пор уже дважды проводились международные конференции инженеров, посвященные его памяти.