Концлагерь Бухенвальд
Официальная советская историография считала, что восстание началось 11 апреля 1945 года и продолжалось до 13 апреля 1945 года. Хотя уже тогда польская «дружественная» «Большая общая энциклопедия» и с ней весь западный мир отмечали именно 11 апреля как день освобождения Бухенвальда. Ни западные, ни советские историки не отрицали руководящую роль коммунистов в восстании. Но руководящую роль коммунистов не отрицали, как отмечает в своей книге «Страшна гора Эттерсберг» историк Чеспав Останькович, и сами эсэсовцы, называя Бухенвальд «государством коммунистов в государстве СС». Однако никто из исследователей Бухенвальда не дает ответ на элементарный, казалось бы, вопросл кому выгодно было это восстание?
Лагерь Бухенвальд начал функционировать 16 июля 1937 года.
Первыми «сидельцами» Бухенвальда были немецкие блатные — уголовные преступники, так называемые «зеленые». Но вскоре стали поступать и немецкие политические, а за ними — узники из других стран.
В Бухенвальде эсэсовцы делали всю черновую работу не сами, а руками внутрилагерного самоуправления и внутрилагерных функционеров, которые назначались из среды самих узников, начиная со старшего по лагерю и кончая дневальным в бараке. В функции самоуправления входило почти все жизнеобеспечение лагеря, за исключением внешней охраны. Но уже с 1942 года «красные» занимали почти все посты внутрилагерного самоуправления. В разное время старшими по лагерю были немецкие коммунисты Эрнст Буссе и Эрих Решке.
Руководящие посты и власть коммунисты, зная нетерпимость гитлеровцев в отношении воровства, брали в свои руки путем элементарной подставы. Николай Кюнг в своей статье «Невидимый щит» приводит пример: однажды «зеленому» повару эсэсовской столовой подкинули ящик маргарина и два килограмма сала, сообщив об этом коменданту Карлу Коху. По неписаным законам Бухенвальда узник, который попался на краже, подлежал смерти. До сих пор не известно, сколько «зеленых» по доносу коммунистов нашли свой конец в крематории.
Но мирное сосуществование эсэсовцев и коммунистов в Бухенвальде было нарушено советскими военнопленными. Их партии стали поступать в лагерь с конца 1941 года. Бухенвальд буквально взорвался массовыми побегами. Щепетильные немцы, устраивая в концлагере канализацию, в отличие от выгребных ям сталинских лагерей, наверное, и не догадывались, что именно канализация станет чуть ли не основным способом побега советских военнопленных.
В 1943 году в лагере была создана межнациональная подпольная организация, возглавляемая ИЛК — интернациональным лагерным комитетом. Анализируя ее разветвленную сеть и чуть ли не открытую деятельность, невольно наталкиваешься на мысль о том, что ее замысел мог быть рожден в одном из тайных отделов СС. С организацией подполья в Бухенвальде прекратились массовые побеги. ИЛК запретил их, мотивируя это подготовкой к восстанию. А бежать без санкции этого органа означало самоубийство, потому что даже о готовящимся побеге становилось известно лагерному самоуправлению, а через него — эсэсовской охране. После чего потенциальные беглецы исчезали в печах крематория.
Стать членом подпольной организации, вероятно, мечтали многие узники Бухенвальда, так как это членство обеспечивало освобождение от тяжелых общих лагерных работ в каменоломне или на нескольких военных заводах, которые выросли за годы войны рядом с концлагерем — поставщиком рабской силы.
О главе ИЛК Вальтере Бартеле член ИЛК поляк Ян Изидорчик впоследствии напишет: «Глава ИЛК был фактически освобожден от работы в своей команде и решал разные проблемы ИЛК и подпольной организации, свободно передвигаясь по лагерю».
11 апреля 1945 года американские войска находились за два километра от Бухенвальда. Комендант лагеря Пистер сбежал. Эсэсовская охрана, без руководства, не знала, что делать. В 15:15 по лагерному радио прозвучал приказ старшего по лагерю и ИЛК разоружать охрану. Даже рядовые узники — не члены подполья — знали, что невыполнение приказа старшего по лагерю грозит неприятностями, а то и смертью. Поэтому они двинулись к вышкам охраны и лагерным воротам. Уже упомянутый выше Чеслав Останькович утверждает, что уже в 16:50 восстание было закончено, охрана в панике сдалась без боя. До появления американских войск обязанности коменданта исполнял старший по лагерю.
Никто из лагерного самоуправления, и одновременно членов ИЛК не был осужден, даже наоборот — они были награждены орденами СССР, а впоследствии и ГДР. Стоит, наверное, напомнить, что уже в наши дни одним из пунктов обвинений, предъявленных судом печально известному Ивану Демьянюку, было его участие в лагерном самоуправлении. Но победителей не судят.
Зато после репатриации многие узники Бухенвальда, которые не участвовали в лагерном самоуправлении и подполье, а гнули спину на общих изнуряющих лагерных работах, не минули сталинских лагерей как пособники фашистов.
Ещё то адское местечко….