Свадьба в СССР
В современных сериалах про жизнь в СССР нередко показывают, как парень с девушкой побудничному забежали в ЗАГС, расписались, получили справку, а с утра, как ни в чем не бывало, отправились на работу. В этом сериалы не сильно грешат против истины. Долгое время в Советском Союзе из свадьбы не делали культа.
Советская’ власть озаботилась вопросами семьи и брака с первых месяцев своего существования. 18 декабря 1917 года вышел Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Согласно этому документу, устанавливалась единая форма брака для всех граждан России, вне зависимости от вероисповедания. Для того чтобы считаться мужем и женой, достаточно было просто зарегистрироваться в государственных органах власти. Не возбранялось дополнительно венчаться в церкви, но обряд не имел никакого официального статуса.
Вступить в брак стало очень просто. Брачный возраст был определен в 16 лет для девушек и в 18 лет — для молодых людей. Единственными причинами, по которым не допускалось заключение брака, были наличие у кого-либо из супругов душевного заболевания, нахождение будущих супругов в близкой степени родства и наличие нерасторгнутого брака. После принятия декрета законнорожденные и незаконнорожденные дети стали равны в своих правах. Демократизировали и разводы. Декрет «О расторжении брака» был принят 19 декабря 1917 года. Согласно ему, разводами стала заведовать не церковь, как ранее, а местные суды.
Так называемые «красные свадьбы» уже мало напоминали дореволюционные торжества. У молодых зачастую попросту не было денег, чтобы устроить даже самый скромный банкет. Поэтому они нередко просто расписывались в ЗАГСе и начинали жить вместе, а потом уже собирали близких и друзей на какой-либо советский праздник.
Отношение к браку изменилось в связи с ростом благосостояния советских людей после войны. Эти изменения наметились еще в 1950-х годах, когда невесты все чаще начали снова надевать белые платья, а после регистрации молодые отправлялись на пышные застолья. Начали меняться и ЗАГСы. В 1959 году в Ленинграде по предложению комсомольцев производственного объединения «Светлана» и при поддержке обкома партии был создан первый в стране Дворец бракосочетаний. В следующем году в Москве в ДК Горбунова была проведена массовая выездная регистрация браков. Одновременно сочетались 80 пар. А еще в 1960 году в Москве открылся Дворец бракосочетания №1 — единственное место, где регистрировали браки с иностранцами.
Легитимную основу изменениям придало законодательство. 18 февраля 1964 года вышло постановление Совета Министров под интересным названием: «Внедрение в быт советских людей новых гражданских обрядов». Это постановление придало самому брачному ритуалу новые грани. Теперь для заключения брака требовалось присутствие свидетелей с обеих сторон. И молодоженам предоставлялась возможность справить свадьбу. Отныне для них создавались специальные салоны для новобрачных, и официально полагалось 2-3 дня отгулов на работе. Но словно бы для того, чтобы повысить ответственность брачующихся, теперь их расписывали не в день обращения в ЗАГС, а только через месяц.
«Новые гражданские обряды» потребовали от людей денег, и немалых. Но не экономить на свадьбе очень быстро вошло в моду. Для жениха считалось святым делом купить кольца и костюм. А для невесты — обзавестись свадебным нарядом. Поскольку в стране царил дефицит, молодоженам при подаче заявления выдавали талончики на приобретение свадебных костюмов и обуви, а также колец в салонах для новобрачных. Требовались только деньги. В 1960-е годы у невест самым модным считалось платье из плотной ткани под названием «космос» — плотной, негибкой, похожей на вафлю. Но никаких вольностей в виде декольте, шлейфов и оголенных плеч не допускалось.
Непосредственно в день свадьбы молодые встречались в ЗАГСе. Ритуал с выкупом невесты возник позже. Сначала выслушивали пафосную речь о важности семьи как ячейки общества для строителей коммунизма, потом обменивались кольцами, расписывались в книге регистрации и официально становились мужем и женой.
Традиция с поездками по городу возникла довольно давно. Престижно было прокатить молодых на «Волге» или «Чайке». Машины украшались лентами, кольцами и куклами. В обязательную программу входило патриотическое посещение Могилы Неизвестного Солдата с Вечным огнем.
Ну а потом начиналось главное — праздничное застолье. На нем в придумывании ритуалов изощрялись друзья и родственники. Например, было принято ставить перед молодыми каравай, а за подарки гостям вручать шишки — печеные сладкие булочки, которые заказывали вместе с караваем. Если свадьба справлялась дома, молодых старались сажать на фоне ковра — как символа будущего достатка.
Недаром говорили не «побывать», а «погулять» на свадьбе. Родители молодых влезали в долги, но выворачивались наизнанку, добывая правдами и неправдами, дефицитные деликатесные продукты. В результате столы ломились от изобилия еды и алкоголя. Свадьба действительно напоминала пир на весь мир. Для нее снимали кафе или столовую, и гостей туда набивалось под завязку. Порой по несколько сотен человек. За устроенный для них праздник гости не скупились на подарки. Особенной популярностью свадьбы пользовались у молодежи. Для нее это был своеобразный клуб знакомств. Многие впоследствии сами женились, познакомившись на чьей-нибудь свадьбе. Обычно советская свадьба пела и плясала два дня. Второй день начинался с дружной опохмелки после первого. Но сил, чтобы пить и веселиться два дня подряд, у народа хватало.
С повышением благосостояния советских людей начало происходить и их расслоение. Появились элитные свадьбы, отличавшиеся особенным размахом и амбициозностью. Родители щеголяли перед гостями, приглашая знаменитостей в качестве «свадебных генералов», удивляя присутствующих шиком, кортежем из иномарок и «живой музыкой». Простым смертным на подобные мероприятия путь был практически заказан, а потому рождались слухи. Самым известным из них стал слух о свадьбе, которую якобы устроил в 1974 году руководитель Ленинградского обкома Григорий Романов для своей дочери Натальи. На следующий день радиостанции «Свобода» и «Голос Америки» поведали, что свадьбу дочери Романова отмечали в Таврическом дворце, а гости на ней расколотили царский сервиз, специально взятый из запасников Эрмитажа! Информация о сервизе позже неоднократно опровергалась, но легенда о «романовской свадьбе» гуляет и поныне.
Антиподом элитных были скромные комсомольские свадьбы. Часто они справлялись где-нибудь в общаге, без родителей и родственников. Во времена горбачевского сухого закона безалкогольные комсомольские свадьбы ставились в пример.
В селах свадьбы играли осенью, после сбора урожая. И основательно готовились к ним, запасаясь мясом, разносолами и самогонкой. В день бракосочетания на улице ставили в ряд столы, и на свадьбу приходили все жители села. Обычно им даже не требовалось специального приглашения — все кругом были друзья и родня. В деревенских свадьбах было больше ритуальности, имеющей древние корни. Например, обвязывание жениха и невесты вышитым полотенцем, поливание воды перед молодоженами, посыпание их крупой и еще много чего. Но главной их особенностью были гармонь и море самогонки. От этого и возникли поговорки: «Какая свадьба без баяна» и «Какая свадьба без драки».
Свадьбы в СССР самые лучшие свадьбы в Мире
В сёлах отмечают по страшному=)))
Хехе коммуняцкие свадьбы