Аналитика

The Washington Post: Оборонная стратегия США идеальна для России

«Новая Стратегия национальной обороны США, обнародованная министром обороны Джеймсом Мэттисом в минувшую пятницу, официально толкает Пентагон к конфронтации с Россией и Китаем», — пишет в своей статье, опубликованной в The Washington Post, редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. По мнению автора, стратегия понравилась в Москве многим, так как напомнила о ясности времен холодной войны. Однако Лукьянов уверен: милитаризацию можно возродить, но невозможно придать ей былую упорядоченность.

«Вызовы, с которыми США сталкиваются сегодня, порождаются прежде всего конкуренцией с крупными державами», — пишет Лукьянов. Он считает, что налицо возвращение к realpolitic, и перечисляет несколько последствий этого для России.

1. В стратегии США несколько раз упоминается понятие «баланс силы». «В России он всегда был элементом политического мышления и риторики страны, а Запад в определенный момент счел его анахронизмом. Теперь же Россия и США снова заговорили на одном понятийном языке», — пишет автор.

2. «Тот факт, что Россию четко назвали конкурентом, многие в Москве воспримут с облегчением, поскольку Москва всегда (кроме недолгого периода в конце 80-х и начале 90-х) считала, что это так и есть, а уверения в обратном считала лицемерными. Теперь же риторика совпала с реальностью», — пишет автор.

3. По мнению Лукьянова, тезис США, что сотрудничество возможно только «с позиции силы и на основе наших национальных интересов», вполне устраивает Россию, так как подкрепляет ее подход к ситуации.


Letyshops (Lifetime)

Формально российско-американские отношения вернулись к модели холодной войны, но в реальности ситуация иная, пишет Лукьянов. По его словам, столкновение Москвы и Вашингтона теперь не играет центральной роли для международной системы. «В глобальном мире любые границы негерметичны, и никто не знает, как регулировать внешнее влияние на государства», — пишет также автор.

Лукьянов также полагает: «Соединенным Штатам пора перейти от глобального лидерства и глобального регулирования к внешней политике, призванной отстаивать более конкретные национальные интересы». Ключевой элемент этого перехода — упор на силу, под которой прежде всего подразумевается классическая военная сила.

«Для этого все более необходимы четко обозначенные противники, а значит, Россия становится идеальной мишенью как в психологическом плане (инерция холодной войны весьма сильна), так и на практике, поскольку растущая военная мощь России делает ее убедительной угрозой. Итак, соперничество с Россией предопределено», — говорится в статье.

«Что будет делать Москва? Она будет стремиться к перевооружению, минимизирует риски, ответит асимметрично и попытается извлечь выгоду из факта, что мир считает Америку основным источником нестабильности. Как много говорили и писали, Путин — опытный мастер дзюдо: искусства, которое использует силу противника против него. Похоже, американская Стратегия национальной обороны, сфокусированная на силе, появилась в самый идеальный момент», — заключает автор.

По материалам

24.01.2018, 15:52