Аналитика

Директор ЦРУ откровенно о России, Китае и Северной Корее

Майк Помпео, возглавивший ЦРУ в президентство Дональда Трампа, впервые после своего назначения дал пространное интервью прессе. Беседа Помпео с корреспондентом Washington Free Beacon Биллом Герцем состоялась на прошлой неделе в кулуарах конференции по безопасности в Аспене (США).

Издание публикует два материала — статью на основе интервью и пространные отрывки из беседы.

Выдержки из интервью опубликованы под заголовком «Директор ЦРУ Помпео подробно рассказывает, как меняется ЦРУ при президенте Трампе». В подзаголовок вынесено обещание Помпео, что ЦРУ будет «воровать секреты» других государств, но большое место в беседе уделено России и Китаю.

Герц: «В данный момент мы наблюдаем что-то вроде антироссийской истерии. Что вы видели в плане российских «операций влияния»? Ослаб ли их накал? Есть ли давление? Изменился ли хоть как-то их образ действий ввиду разоблачения?»

Помпео: «Для Америки это вызов, которому десятки лет. Нет, накал не ослаб. Нет, я не ожидаю, что он ослабнет. Они русские, они советские, так что нет. Мы все еще сталкиваемся с угрозой со стороны русских, будь то — назовите, что хотите — активные меры, или пропаганда, или попытки сформировать мировое общественное мнение целым рядом способов, как в открытую, так и не очень. Эта угроза будет постоянной. Наша обязанность — давать отпор, разгромить ее, действовать, чтобы сделать им больно, чтобы они урезали масштаб своих действий».

Помпео также сообщил: «У меня была поездка в Москву. Там я встретился с коллегами, пытался найти места в контртеррористической сфере, где мы можем работать сообща. Есть американцы, которые летают на российских самолетах. Возможно, у них есть информация, которая нам нужна. Мне кажется, если мы можем изыскать способ поделиться с ними контртеррористической информацией, мы должны это сделать. И в то же время объяснить им, что просто неприемлемо продолжать эти активные меры против США и что мы за ними наблюдаем и дадим им отпор».

Герц сообщил собеседнику, что недавно брал интервью у китайского миллиардера-эмигранта Гуо Вэньгуи, который раньше близко дружил с заместителем министра госбезопасности. Гуо «сказал, что за последние 50 лет китайцы обзавелись в США 25 тыс. шпионов», отметил журналист и поинтересовался, опасается ли Помпео китайской разведки.

Помпео отметил: «У китайцев активная кампания. Это нечто долгосрочное». По его словам, кампания Китая началась с чисто коммерческих атак, были также попытки добраться до «военных ресурсов» США. Но, на взгляд Помпео, «китайцы переместились в точку, где, полагаю, они считают себя сверхдержавой-соперницей, так что они намерены осуществлять свою версию программ шпионажа в стиле, отражающем их статус сверхдержавы». «Часть их миссии — ослабить относительную мощь США по сравнению с их страной», — добавил Помпео.

Что несет самую безотлагательную угрозу для интересов безопасности США, а в чем состоят более долгосрочные угрозы? — поинтересовался Герц.

Помпео назвал безотлагательными угрозами «терроризм и Северную Корею. Северная Корея — это относительно маловероятный, но массивный риск ответственности. Террористическая угроза сегодня — неядерная. Но она иная, и более масштабная, и в большем количестве мест по всему миру».

Говоря о долгосрочных угрозах, Помпео заметил: «Думаю, Китай несет, вероятно, самую большую… гм, трудно выбирать между Китаем, Россией и Ираном, честно говоря. Наверное, если бы мне требовалось выбрать одну страну, которая выделяется среди других, я бы, наверное, выбрал Китай. У них есть реальная экономика, которую они построили, в отличие от России, которая живет и умирает в соответствии с тем, сколько баррелей нефти она может выкачать из земли. А Иран сходным образом весьма зависит от одного-единственного сектора, а по численности населения — не чета Китаю. Думаю, Китай в состоянии быть самым большим соперником Америки по сравнению с этими другими в среднесрочной и долгосрочной перспективе».

Говоря о России, Герц заметил: «Вот одна вещь, которую они делают, — они работают над весьма тревожным наращиванием ядерных сил. Сообщения из России указывают, что они создают то, что считают применимыми ядерными вооружениями, — ядерное оружие малого масштаба».

Помпео заявил: «Да. Я тоже читал эти сообщения. Я видел и сообщения об их нарушениях Договора о ядерных силах средней дальности [так в оригинале. — Прим. ред.]. Они явно что-то наращивают, и я бы сказал, что их вылазки в места вроде Сирии, их присутствие, которое начинает всплывать в Афганистане и других местах, оказывает два эффекта. Во-первых, оно напрягает их экономику. России трудно угнаться за этим авантюризмом. Но, во-вторых, они еще и учатся. Когда вы применяете силы, вы совершенствуетесь». По мнению Помпео, России представился шанс применить военно-морской флот и армию, провести комбинированные операции, использовать крылатые ракеты. «И потому они будут лучше подготовлены в случае, если мы будем вовлечены в сценарий, когда сдерживание не сработает, будь то в Восточной Европе или где-то еще», — заметил директор ЦРУ.

Герц заявил: «Плюс они ведут гибридную войну: добиваются стратегических целей, не применяя физическую силу или с помощью «зеленых человечков».

Помпео сказал: «Мне вспоминается, как я был молодым командиром танкового взвода, когда была угроза, что российские орды покатятся на Запад. И они добились многих из своих задач, не перебросив ни одного танка — гм, возможно, на Украине это не совсем так — перебросив только горстку танков через международные границы. Да, доктрина Герасимова [о нелинейном ведении войны. — Прим. авт.] существует с 70-х». Помпео отметил, что сегодня генерал Герасимов — начальник Генштаба ВС РФ: «Он их высший военный лидер. И он это осуществляет».

«ЦРУ расширяет полномочия разведчиков, чтобы поспособствовать операциям разведки» — так озаглавлена статья Washington Free Beacon на основе интервью. Помпео «говорит, что при президенте Трампе его ведомство дает более широкие полномочия оперативным сотрудникам на местах и сокращает излишний административный аппарат, чтобы поспособствовать операциям разведки», поясняет журналист Билл Герц.

«Послушайте, наша первоочередная миссия — это внешняя разведка», — сказал Помпео в интервью изданию. По его мнению, это «получается у нашего управления очень хорошо, когда ему разрешают этим заниматься. А президент собирается разрешить нам этим заниматься».

Издание комментирует: «Подобно переменам в Пентагоне, который дает командирам расширенные полномочия для действий в полевых условиях, ЦРУ дает свободу своим ресурсам шпионажа: тайным операциям, работе аналитиков разведки и техническому мастерству».

Помпео сказал, что две самые безотлагательные угрозы для безопасности США — «это террористы «Исламского государства»*, бегущие с Ближнего Востока, и активные усилия Северной Кореи, направленные на ввод в строй ракет большой дальности с ядерными боеголовками, способных наносить удары по США», пересказывает автор.

По словам Помпео, курс Белого дома по давлению на Пхеньян основан на свежих разведданных, согласно которым в ближайшие годы Северная Корея сможет нанести ядерный ракетный удар по США. «С точки зрения разведки не всегда легко установить, каков срок — 10 месяцев или 10 лет», — добавил Помпео.

«Возможно, они запустят одну ракету, оснастив ее ядерной боеголовкой, и им посчастливится. Это плохо. Мы должны это предотвратить. Но реальная угроза — это если они смогут проделывать это надежным образом, чтобы полагаться на свои возможности сдерживания», — пояснил Помпео.

«Мы знаем, что они настроены решительно. Мы знаем, что они приближаются [к цели. — Прим. ред.] с каждым пуском, неважно, успешным или неудачным. И президент сосредоточен на том, чтобы гарантировать, что этот конкретный лидер не обзаведется этим конкретным оружием», — сказал директор ЦРУ.

По словам Помпео, если президент США скажет: «Мы считаем, что дошли до точки, за которой дипломатия больше не срабатывает», ЦРУ будет готово «представить ему набор вариантов, которые, вполне возможно, успешно достигнут любой цели его политики».

Издание сообщает, что в структуре ЦРУ произошли два важных изменения. Создан «центр миссии», который сосредоточится на Северной Корее. «Чтобы противостоять растущей угрозе со стороны иностранных шпионов и утечек секретной информации, Помпео также напрямую подчинил себе контрразведывательный центр ЦРУ», — пишет автор.

«Коснувшись России, Помпео сказал: то, что он называет постоянной угрозой со стороны тайных «операций влияния» российского правительства (таких, как кибератаки и пропагандистские действия во время избирательной кампании 2016 года), не ослабевает», — пишет издание.

Издание также сообщает: «Одной из новых задач, на которых сфокусируется ЦРУ в контрразведке, будет противостояние тому, что Помпео назвал негосударственными враждебными разведслужбами, — хорошо финансируемым организациям, которые намерены внедряться в разведведомства, воровать тайны и предавать их огласке, часто с применением инсайдеров вроде Эдварда Сноудена — сотрудника АНБ по подряду, сделавшегося перебежчиком».

«Эти персонажи — иные. У них нет конкретного дома. Они вполне могут действовать во множестве стран по всему миру и общаться между собой электронными средствами или видеться только мимоходом, где-нибудь в аэропорту», — сказал Помпео.

«Мы должны гарантировать, что у разведывательного сообщества и особенно у ЦРУ будут полномочия, чтобы реагировать на это, и мы думаем об этом комплексе проблем с этой точки зрения, и еще предстоит кое-что сделать», — отметил он.

Помпео утверждал, что Иран «неохотно» соблюдает ядерное соглашение с «шестеркой», хотя на прошлой неделе госсекретарь США Тиллерсон официально заявил, что Тегеран выполняет соглашение.

«Все, что они делают вокруг соглашения, явно не затрагивает ключевую идею, которая состояла в том, чтобы создать региональную стабильность. Этого они не сделали», — добавил Помпео.

По словам Помпео, «Исламское государство» остается крупной угрозой, а опасность, что его боевики вернутся в Европу и, возможно, доберутся до США, нарастает. «По-моему, именно поэтому администрация предпочла просто убить как можно больше этих людей», — заметил Помпео.

«Помпео завершил интервью призывом к прессе ограничить утечки секретной информации, которые, по его словам, могут быть опасны для жизни сотрудников ЦРУ», — сообщает издание.

По материалам

31.07.2017, 09:20