Аналитика

Украина и МВФ: зачем мёртвым деньги?

Украинское руководство преисполнилось оптимизма и поспешило поделиться с согражданами радужными надеждами на возобновление кредитования МВФ. По мнению официального Киева, счастливое событие, которого ждали год, с августа 2015, когда было приостановлено кредитование Киева со стороны МВФ, вот-вот произойдет.

Сограждане напряглись. Причём не только обычные избиратели, от которых ничего не зависит. Нервничать начали и вполне благополучные политики, вроде Олега Ляшко, который истерично потребовал немедленно обнародовать содержание договорённостей между МВФ и Украиной, достигнутых в ходе работы в Киеве 10-18 мая миссии МВФ.

Почему отношения Украины и МВФ не сложились

Нервная реакция Ляшко на официальный оптимизм вполне понятна. МВФ прекратил финансирование Украины в силу нескольких причин. Не последнее место занял фактический дефолт Киева, отказавшегося погасить трёхмиллиардный российский заём по евробондам и так и не начавшего конструктивные переговоры. Однако в августе 2015 года до дефолта было ещё далеко, и остановка кредитования была вызвана иными факторами. Другое дело, что последовавший дефолт укрепил МВФ в его намерениях.

Что же это были за факторы?

Согласно меморандуму от марта 2015 года, Украина обязалась: к средине 2016 года снизить уровень инфляции до однозначного числа, к 2020 году снизить уровень госдолга до 71% ВВП, к 2017 году отказаться от субсидирования и ликвидировать дефицит бюджета «Нафтогаза Украины».

На сегодня в абсолютных показателях госдолг Украины несколько сократился, поскольку Киеву никто не даёт взаймы, а погашение долговых обязательств и процентов перед тем же МВФ Украина продолжает. Однако обвальное падение ВВП привело к тому, что показатель соотношения государственного долга к ВВП не улучшился. По итогам 2015 года он составил 79% ВВП. Однако до 2020 года времени ещё много.

За счёт драконовского повышения цен на газ, которое повлекло за собой трёхкратное повышение коммунальных тарифов, «Нафтогаз Украины» выведен в зону прибыльности. Поскольку же до начала 2017 года ожидается ещё два этапа повышения тарифов (в общей сложности в 2 — 2,5 раза) «Нафтогаз» должен стать не просто прибыльным, но сверхприбыльным предприятием.

Что касается инфляции, то, по прогнозу МВФ, в 2016 году она должна составить на Украине 15%, по прогнозу Национального банка Украины — 12%, эксперты прогнозируют уровень инфляции в 25%. В любом случае об однозначном числе речь не идёт.

Таким образом, несмотря на крайне жёсткие меры, предпринятые украинскими властями, не щадящими ни население, уровень жизни которого сопоставим с беднейшими странами Африки, ни экономику, которую добивает режим строгой экономии и разрыв кооперационных связей с Россией, в целом требования меморандума марта 2015 года Украина не выполнила, и шансов выполнить не имеет.

Новые требования МВФ

Однако миссия МВФ на Украине поработала, оставила рекомендации, подписала с правительством очередной документ, и оставила киевских руководителей в приятном расположении духа, ожидающих возобновления кредитования в июне-августе.

Не удивительно, что Ляшко немедленно потребовал придать гласности новые требования МВФ.

Нет никаких сомнений в том, что условия Фонда стали жёстче, и он потребовал от Киева дополнительного затягивания поясов. Об этом свидетельствует вся известная практика МВФ. Никогда ещё Фонд не настаивал на смягчении монетарной политики — только на ужесточении.

Украинцы, готовящиеся к очередному повышению коммунальных тарифов, рискуют узнать, что этим дело не ограничится. Трудно предположить, какие ещё способы обобрать податное население найдёт власть, но она их обязательно найдёт.

Кроме того, МВФ традиционно требует увеличения пенсионного возраста (для сбалансирования бюджета пенсионного фонда). Киев традиционно соглашается удовлетворить это требование. Осталось только выяснить насколько именно будет повышен пенсионный возраст, в какие сроки и за сколько этапов.

Уже правительство Януковича мечтало повысить пенсионный возраст для женщин до 60, а для мужчин до 65 лет. «Реформаторы» с майдана вполне могут и до 70 лет его задрать. Правда, тогда пенсионный возраст резко (на семь-восемь лет) превысит возраст мужской смертности. Но, с точки зрения интересов бюджета, это даже хорошо: если некому платить пенсию — легче сбалансировать бюджет Пенсионного фонда.

Ходят также слухи, что МВФ потребовал от Украины отказаться от серии протекционистских мер, вроде запрета на экспорт леса-кругляка. Но в данном случае интересы западноевропейских партнёров, которые лоббирует МВФ, явно совпадают с интересами галицийских контрабандистов, уничтоживших к настоящему моменту более половины карпатских лесов и облизывающихся на оставшиеся.

Как радикалы с олигархами договариваются

Казалось бы, какое дело Ляшко до всех этих проблем? Его же они не касаются.

Во-первых, лидер «Радикальной партии» уже лет пять играет роль народного заступника. Чем сильнее народ ненавидит власть, тем лучше Ляшко, так как голоса разочаровавшейся в Порошенко и не обременённой интеллектом маргинальной майданной публики отходят к нему. А чем больше фракция в Раде — тем больше народных денег поступит в карман «народному заступнику» при дележе бюджетных потоков.

Во-вторых, Ляшко всегда активно представлял интересы олигархов, озвучивая за небольшую мзду их мысли и идеи. А что думают по поводу текущего момента олигархи? Вот позиция, озвученная одним из спонсоров и бенефициаров майдана Дмитрием Фирташем в последних числах марта 2016 года. Нет оснований считать, что он её изменил.

«Мне не нравится, что американцы управляют Украиной. Украина сегодня не является успешным проектом, Америка не справилась с этой задачей. Она вместо какого-то решения сделала поле боя, она все уничтожает. И экономически, и политически, и практически страну сделала нищей.

Украиной должны управлять украинцы, а не находиться под внешним управлением. Нынешнее правительство — это политический банкрот. Это уже не обсуждается. От этого правительства уже нечего ожидать. Оно проявило себя за два года абсолютно четко и привело страну к катастрофе. Они несамостоятельны, они не могут принять правильных решений».

Почему же Фирташ — владелец облгазов и облэнерго, который должен радоваться повышению коммунальных тарифов и поддерживать требования МВФ, бьёт тревогу?

Приведенная цитата содержит два ключевых момента.

Во-первых, Фирташ сообщает, что «Америка всё уничтожает» и «всю страну сделала нищей». А вместе с уничтожаемой экономикой Украины уничтожается и бизнес Фирташа и других олигархов. Это же их активы теряют капитализацию и превращаются из прибыльных предприятий в груды никому не нужных камней и железа.

Во-вторых, народ нищает ниже разумного предела. Нищий ничего не может купить. Более того, он даже не может заплатить за коммунальные услуги — по любым тарифам, хоть большим, хоть малым. Выселить из квартир 30 миллионов неплательщиков нельзя. Кому продать эти квартиры, если все будут выселены? Да и опасно. Когда народу нечего терять, причём всему сразу, он прекращает интересоваться проблемами «декоммунизации», «бандеризации», «украинизации», а отправляется вешать элиту.

Фирташ чётко дистанцируется от правительства, от которого «нечего ждать», которое «политический банкрот», и которое «привело страну к катастрофе». Он не желает быть судимым вместе с Порошенко, он, как и другие олигархи, желает от имени народа судить Порошенко. А затем назначить следующее правительство, которое будет более чутко прислушиваться к нуждам олигархов.

Украинская власть понимает, что надежда на транш от МВФ — её последний шанс. Она не так сама верит в его реальность, как хотела бы убедить население в том, что деньги вот-вот поступят. Пока народ будет ждать денег фонда, наступит осень, а у руководителей Украины каждый день на счету, поскольку каждый может оказаться последним.

В свою очередь, украинские олигархи ещё два года назад верили, что альструистичные США помогли им сбросить Януковича и установить на Украине нацистскую диктатуру исключительно для того, чтобы они свои прибыли увеличили. Теперь они не верят ни Порошенко, ни Гройсману, ни США, ни МВФ, ни ЕС.

Они видят неизбежность бунта против проводящей антинародную политику власти и не желают стать жертвами этого бунта. Поэтому они дистанцируются от правительства, фиксируют свою оппозиционность и ждут момента, когда народное движение можно будет возглавить и канализировать в нужном направлении.

Точно так же и миссия МВФ просто тянет время в ожидании неизбежного. К неизбежному готовятся все, и только оказавшиеся в ловушке занимаемых должностей руководители Украины надеются на невероятное.

 Аккаунт агентства ХХI Век в Одноклассниках  Google+, ФейсбукеTwitter,Вконтакте

Ростислав Ищенко

21.05.2016, 11:50