Башкирская трагедия. Ветров В.И.
В большинстве случаев взрывы на газопроводах (если не считать, например, диверсий, которые время от времени совершают боевики на Северном Кавказе или в Сирии) имеют техногенные причины. Например, незамеченные службами контроля качества свищи, в процессе старения металла превращающиеся в каверны, через которые происходит утечка газа. Например, в случае башкирской трагедии (1989 год) комиссия установила: при прокладке трассы труба была задета ковшом экскаватора, в результате чего начался медленный процесс коррозии. А уж дальше — роковое стечение обстоятельств: два поезда, встретившиеся в ненужном месте в ненужное время, искра от локомотива или выброшенный пассажиром окурок — и взрыв газового концентрата.
За семь лет до описываемых событий на участке газопровода Уренгой — Сургут — Челябинск произошла аналогичная катастрофа, причем, как считают специалисты, мощность взрыва в эпицентре достигала нескольких килотонн. Тогда по результатам расследования комиссия пришла к следующему выводу: во время прокладки трассы на этом участке не установили пригрузы — бетонные кольца, которые прижимают трубу к земле и фиксируют ее на зыбучих грунтах. В результате изменения погодных условий (мороз, оттепель, ветер) труба оказалась подвержена вибрации и, в конце концов, дала трещину.
Но существует и другая версия, о которой поведали Ричард Кларк и Роберт Нейк в вышедшей в 2010 году в Нью-Йорке книге «Третья мировая война: какой она будет?». Суть ее заключается в том, что взрыв — по крайней мере, в 1982 году — был организован ЦРУ при содействии французской разведки. Это стало возможным в результате дезинформационной операции, по результатам которой советские специалисты слепо скопировали украденную автоматизированную систему управления (АСУ) газовыми потоками одной из канадских фирм, но со встроенным в нее «троянским конем». А стало это возможным благодаря предательству офицера КГБ, завербованного французской разведкой DST.
Именно под таким псевдонимом в досье DST значился офицер советской разведки Владимир Ветров, работавший в управлении «Т» (научно-техническая разведка) Первого главного управления КГБ СССР. Владимир Ветров мог считать, что ему в жизни крупно повезло. После окончания МВТУ имени Баумана он по распределению был направлен на Московский завод счетно-аналитических машин. Как бы там складывалась его карьера, остается только гадать. Но тут на молодого инженера обратил свой сиятельный взор КГБ. Предложение было более чем заманчивое — поступить туда на работу, причем в самое элитное подразделение — Первое главное управление (внешняя разведка). А после окончания 101-й спецшколы в 1962 году он получает назначение в управление «Т» ПГУ. Эта служба, которая занималась научно-технической разведкой, была создана всего три года тому назад. Тогда советское руководство приняло решение: проще красть новые технические разработки на Западе, чем пытаться обеспечить прогресс своими силами. Поэтому параллельно с ГРУ министерством обороны было решено создать аналогичное подразделение в недрах КГБ.
В 1965 году вместе с женой и маленьким сыном Ветров под прикрытием инженера «Машприборинторга» отправился в командировку в Париж. Судя по всему, в течение пяти лет разведчик времени даром не терял, поскольку по возвращении на родину был повышен и в звании, и в должности. В поле зрения французской контрразведки DST он попал во время первой командировки. Тогда, не зная, что его деловой партнер из фирмы «Томсон ЦСФ» Прево работает на спецслужбу, он обратился с деликатной просьбой — помочь негласно отремонтировать его попавший в аварию автомобиль. «Друг» помог, денег не взял, тем самым посадив Ветрова «на крючок». Но тогда шантаж не удался — срок командировки Владимира закончился. А вот в Москве у Владимира начался новый виток биографии. У него появилась любовница. Роман длился несколько лет, до тех пор пока пассия не поставила условие — либо бойфренд разводится и женится на ней, либо… Заявление в партком для ловеласа значило завершение его карьеры вообще. И в 1981 году, для того чтобы как-то умаслить подругу, Ветров принял решение стать «инициативником». Он написал письмо на имя Прево, в котором сообщил о своем желании сотрудничать с французскими спецслужбами. Курьером стал еще один знакомый Ветрова по Парижу Александр де Поль, с которым Владимир столкнулся в выставочном центре на Красной Пресне. Письмо дошло до адресата, и агент, которому почему-то дали псевдоним Прощай, был передан на связь кадровому разведчику майору Феррану. За девять месяцев своей работы предатель успел передать копии более 4000 тысяч секретных документов, касающихся работы управления «Т». Понятно, что вознаграждения Ветров тратил на любовницу. Вот только даме этого показалось мало. Либо развод, либо… И тогда 22 февраля 1982 года он вывез любовницу для разговора за город. А там, распив с дамой шампанское, попытался пустой бутылкой проломить ей череп. Потом в ход пошли гаечный ключ и нож. Под руку попался и случайный свидетель, получивший смертельное ранение. Ветрова арестовали и по совокупности совершенных им злодеяний приговорили к 15 годам колонии строгого режима. Однако к «высшей мере» его подвели французы. 28 марта 1983 года в МИД Франции был вызван советский посол, которому объявили, что 47 сотрудников дипломатической миссии объявляются персонами нон грата как шпионы. Да плюс к этому чиновник неосторожно показал копию совершенно секретного документа Военно-промышленной комиссии, который мог быть доступен не только чиновникам этого ведомства, но и конкретным сотрудникам КГБ высшего звена. Через полгода следователи вышли на Ветрова, который уже отбывал наказание. Свою вину двойной агент признал полностью и в 1985 году по приговору суда был расстрелян.
Ущерб, который нанес своей стране агент Прощай, был огромен. Ветров не только раскрыл структуру Военно-промышленной комиссии СССР, предоставив полный перечень всех организаций, входящих в нее, озвучил планы, их реализации и средства, сэкономленные в результате полученной нелегальным путем западной техники, но и назвал имена разведчиков управления «Т», работавших за рубежом по сбору информации под дипломатическим прикрытием. По мнению авторов упомянутой книги, а также бывшего члена Совета национальной безопасности Томаса Рида с «Досье Farewell» с согласия президента Миттерана было ознакомлено американское правительство, и президент Рейган дал добро ЦРУ на проведение операции. В результате через «засвеченного» советского разведчика и была передана документация на АСУ, но с начинкой. Суть внедренного в нее «троянского коня» заключалась в том, что в некоторый момент на пульт оператора поступала информация о снижении давления в одном из сегментов газопровода. А оператор в свою очередь давал команду на повышение давления в другом сегменте, доводя его до критического. Надо сказать, что такое копирование без проверок было не редкостью. Достаточно вспомнить случай с американским бомбардировщиком Б-29, который в конце 1940-х годов совершил вынужденную посадку на нашем Дальнем Востоке. По приказу Сталина его полностью скопировали, в том числе и два непонятного назначения отверстия в хвостовой переборке, которые, как потом оказалось, при сборке просверлили случайно. По мнению тех же источников, главной целью диверсии было не нанесение экономического ущерба, а дестабилизация общественного сознания советских людей в рамках психологической войны, начатой программой PSYOP. Короче, если уж не запугать население, то хотя бы привести его в состояние шока.
вот скотина
Вот же иуда
Союз кишил предателями
Не всех постреляли в своё время
А я думал Горбачёв у нас один такой был. А их огого сколько