Александрас Матонис: Как работает российская пропаганда
Литовский обозреватель Александрас Матонис уже несколько лет занимается информационными войнами и пытается объяснить рядовым гражданам Литвы, что такое пропаганда, как она воздействует на людей, а также методам противодействия ей. В данный момент он уже некоторое время ездит по литовской глубинке с лекциями такого рода. По его словам, когда замысел вражеской пропаганды раскрыт — она не наносит вреда, а критический ум приведет к правильным выводам.
Нынешний проект, цикл лекций «Сознательность побеждает пропаганду», Александрас Матонис осуществляет совместно с компанией TEO.
Сайт charter97.org поговорил с литовским экспертом об особенностях российской пропаганды в странах Балтии и том, как ей можно противостоять.
— В чем главная идея вашего нынешнего проекта по противодействию пропаганде в Литве?
— Основная цель проекта — поощрить людей задуматься о кремлевской пропаганде, вреде, который она наносит нашему обществу и ценностям государства. Во время лекций предлагается ретроспектива последнего десятилетия, как вражеская пропаганда осуществлялась в Литве, какие каналы использовались для этого, что было целью пропаганды, какие использовались методики.
Нынешний проект — это лишь небольшая часть моего собственного cхожего опыта. Уже несколько лет я читаю просветительские лекции об информационных войнах. Моя аудитория разнообразна. Это студенты, военные, бизнесмены, учителя. Каждый раз среди слушателей я вижу людей, которые узнают примеры, о которых шла речь. Я стремлюсь к тому, чтобы люди в следующий раз, когда, например, будут смотреть качественно сделанный исторический сериал, задумались о том, почему так настойчиво пытаются внушить определенное мнение, а как было на самом деле? И не является ли это, к примеру, попыткой исказить исторические факты, реабилитировать сталинизм и т.д.
Я думаю, что сознательные и критически мыслящие люди, наблюдая за посылаемым кремлевским режимом информационным потоком, смогут сделать правильные выводы. Тогда, когда замысел неприятеля разгадан, вреда он не нанесет.
— Что вы бы назвали главными особенностями российской пропаганды?
— Многогранность, гигантские ресурсы, продвинутость, гибкость, способность оперативно приспособиться к новым актуалиям. Вариантов нападения у пропаганды не А, B и C, а A, B, C, D, E и так далее, до конца алфавита. Аналитики кремлевской пропаганды следят за общественными актуалиями, событиями, настроениями в странах Балтии и согласно всему этому динамично корректируют свои пропагандистские кампании. Если видят бесперспективность какого-то направления, быстро переориентируются или модифицируют свою стратегию и тактику, либо берутся за другой сценарий.
Примеров, ставших уже классикой, много. Вам, милые прибалты, больше не нравится наш шоу-бизнес, вы уже понимаете, почему в дни ваших национальных праздников дают концерты Газманов или «Любе»? Больше не нравится массовая культура? Тогда, пожалуйста, вам Валерий Гергиев с коллективом мирового уровня и одна из лучших в мире балетная труппа. А во время гастролей эти исполнители мирового уровня еще и дадут интервью национальным СМИ, в которых очень нескучно, но четко повторят набор тезисов из других пропагандистских сценариев: искусство, спорт не имеют ничего общего с политикой, нас больше связывает, чем разделяет, появившиеся границы и визы — это только формальность, а по сути мы все то же единое целое, основу которого составляет российская культура, духовные и ментальные связи. И таких примеров в ходе своих лекций я привожу десятки.
— В Литве запрещают российские каналы, следят внимательно за работой российских журналистов.
— В первую очередь, я всегда начинаю с расставления точек над i. Российские каналы в Литве не запрещены. Они наказаны за грубые нарушения закона. Конституция Литовской республики и Закон об информировании общественности запрещает дезинформацию и пропаганду войны. Если суд установил, что некоторые каналы распространяют запрещенную информацию, наказание должно быть адекватно закону и неизбежно. Как и воровство или другое преступление. Поэтому некоторые распространяющие кремлевскую пропаганду каналы сильно обожгли пальцы.
Отсутствия наказания за преступления или нарушения нигде не может быть — ни на улице, ни в эфире. Поскольку нигилизм в эфире порождает безнаказанность в обществе. Это плохо. Государство должно правильно использовать имеющиеся в своем распоряжении средства, пресекая незаконную деятельность, в том числе и в эфире. Кроме того, прекращение трансляции каналов осуществляется согласно решению суда. В этом государстве правосудие вершит суд. Об упомянутом же вами наблюдении за российскими журналистами я ничего сказать не могу, поскольку у меня нет такой информации.
— Можно ли сказать, что Литве удается противостоять российской пропаганде?
— Может ли Литва сопротивляться пропаганде Кремля? К сожалению, соотношение сил неравно. Сейчас нам по силам только идентифицировать осуществляемую против нашего государства политику, ценностные установки, направления ориентированных на сознание и подсознание нападений и методы. И делиться этими знаниями со своими согражданами. Образовывать их, предупреждать. Это не очень быстрый, но недорогой и эффективный способ. К сожалению, Литве не по силам выделять достаточно средств на кинофильмы и сериалы, которые с позиции правды рассказывали бы о нашей истории, поощряли бы патриотизм и гордость. В то же время такие сериалы и фильмы, созданные на деньги российских федеральных фондов, доходят до наших зрителей еженедельно, и, к сожалению, чаще всего история в них переписана согласно пониманию Путина.
Положительный момент в том, что «мягкая сила» западной цивилизации и общественных ценностей, которая помогла нам выбраться из советской трясины, очень сильна, все больше нам понятна и близка. Путинская «мягкая сила» работает лишь на узкие и непросвещенные умы, а развитые, с широким кругозором европейцы к ней более устойчивы.
— Насколько работают «черные списки», запрет на въезд тех или иных исполнителей, других деятелей в Литву?
— Не знаю, нужно спрашивать пограничников, они чаще всего первыми идентифицируют гостей с бесчестными намерениями и возвращают их. Это делают эффективно и корректно, а самое важное — согласно букве закона. Прекрасные примеры — остановленные и возвращенные пропагандисты Дюков и Колеров.
— В отчете Департамента государственной безопасности Литвы говорилось об активной работе белорусских спецслужб в Литве, которые работают на российскую разведку. Как вы можете прокомментировать это? От представителей оппозиционных движений Белоруссии приходилось слышать утверждения, что белорусские спецслужбы чувствуют себя в Литве комфортно. Можно ли сказать, что это так?
— Я не знаток служб безопасности, не могу этого комментировать. Я доверяю рапортам Департамента государственной безопасности.
— Что главное, по вашему мнению, в противодействии пропаганде и как можно ей противодействовать?
— Есть три самых важных пути. Первое, что может и обязано сделать государство, защищаясь правовыми методами — идентифицировать источники пропаганды, наказывать за нарушение законов — дезинформацию и военную пропаганду, разжигание розни между народами. Второе, путь образования, просвещения — лекции, телепередачи, публикации об анатомии кремлевской пропаганды. Третье, создание и выпуск фильмов, сериалов, книг на исторические, патриотические темы, темы гражданственности, европейских ценностей.
Аккаунт агентства ХХI Век в Одноклассниках Google+, Фейсбуке, Twitter,Вконтакте
05.07.2015, 20:54