Чаушеску
Странно, что жизненные пути главных героев этой истории похожи как две капли воды. И Николае Чаушеску, и Елена Петреску родились в январе с разницей в один год в крестьянских семьях. Оба так и не окончили даже средней школы, зато, переехав к родственникам в Бухарест, успели поработать на заводе. Почти одновременно вступили в Румынскую коммунистическую партию. И ушли из жизни одновременно — день в день, час в час, минута в минуту.
Из грязи в князи
Николае Чаушеску познакомился со своей будущей брак по любви или в основе его лежал расчет, неизвестно. Вот только Николае, благодаря близкому знакомству со своим наставником, лидером коммунистов Георгиу-Дежем, стал быстро карабкаться по карьерной лестнице. Член ЦК компартии, заместитель министра обороны… Причем, как утверждали злые языки, Елена очень существенно помогла мужу взойти на олимп власти, посещая кабинеты высокопоставленных партийных чиновников в нерабочее время. Когда об этом Чаушеску поведал семейный врач, то через несколько дней он «покончил жизнь самоубийством», выбросившись из окна. Какой разговор состоялся между супругами, остается только догадываться, но, похоже, будущий вождь принял линию поведения жены. Двое первых детей не от него? Ерунда, есть наследник в лице младшего сына Нику. Вот так, в 1965 году после смерти Георгиу-Дежа Николае Чаушеску становится «великим кондукэтором», фактическим правителем Румынии и главой высшего партийного органа РКП. В переводе на политический язык стран социализма того времени — Генеральным секретарем коммунистической партии.
Спустя тридцать лет чету назвали «наследниками» Влада Цепеша. Их пребывание у власти сравнивали с правлением в Румынии (тогда еще Валахии) князя, известного сегодня под прозвищем Дракула, «сажателя на кол» или «вампира». И на это были свои основания. Дорвавшись до власти, парочка стала устанавливать свои порядки. Ну ладно, бывшая лаборантка химического завода в одночасье стала «светилом науки», заняв кресла не только директора Национального института химических исследований, но и президента Академии наук СРР. Чуть позже Елена стала еще и заместителем премьер-министра Стойки, который покончил жизнь самоубийством после того, как сделал «мадам» замечание о многочисленных опозданиях и после этого подвергся травле со стороны «кондукэтора».
Словно желая компенсировать свое нищее существование в детстве и юности, Чаушеску окружили себя роскошью. Николае, например, менял костюмы каждый день, имел в своем личном гараже с десяток дорогих раритетных автомобилей, подаренных ему главами зарубежных государств. Елена же все свободное от заседаний время проводила в лучших ювелирных салонах Западной Европы, отбирая для своей коллекции бриллианты. В распоряжении супругов были 20 резиденций в самых живописных местах страны и на курортах. Но верхом самодурства стала забота о питомце — Лабрадоре по кличке Корбу. Для собаки построили специальный особняк, о ней заботилась многочисленная прислуга, включавшая врача и шофера личного автомобиля, на котором «товарища
Корбу» каждый вечер доставляли в резиденцию Чаушеску. Да еще Лабрадор стал, наверное, единственным в мире псом, которому по прихоти его хозяина было присвоено воинское звание полковника.
Тем временем страна быстрыми темпами двигалась к экономической катастрофе. Средства массовой информации трубили о «победах социализма» под руководством «гения Карпат», «Дуная мудрости» и «творца эпохи несравненного обновления». Действительно, Румынии удалось выплатить внешний государственный долг. Но какой ценой! В стране был введен жесткий режим экономии, в соответствии с которым, например, электричество подавалось в жилые дома только на несколько часов в день, населению было запрещено иметь в личном пользовании холодильники и пылесосы, понятие «уличное освещение» перестало существовать. Стремительно пустели полки в продовольственных магазинах. Под руководством Елены Чаушеску (она же «мать нации») в недрах возглавляемой ею Академии наук даже была разработана программа «рационального питания», призванная объяснить простому народу, как жить впроголодь.
Продуктов не хватало благодаря еще одной новации супругов. Экономика страны стремительно разваливалась, а как обеспечить повышение производительности труда? Да очень просто: за счет привлечения дешевой рабочей силы в виде принудительно переселённых из сельской местности в большие города крестьян. Женщины должны были несколько раз в год проходить медицинское обследование, а потом давать объяснения, почему они не беременны. Были запрещены аборты, в случае нарушения запрета была угроза ареста. Продукты выдавались исключительно по карточкам, все социальные выплаты были отменены.
Вместе до конца
В середине декабря 1989 года в городе Тимишоаре, население которого в основном составляли этнические венгры, начались волнения, вызванные высылкой из города пастора. Сначала Чаушеску не придал этому особого значения, понадеявшись, что верная ему служба безопасности «Секуритате» наведет порядок. Он спокойно улетел с официальным визитом в Иран, оставив, по заведенной практике «смотрящей за страной» свою супругу. А раздраженная «мать нации» в этой ситуации не нашла ничего лучшего, как отдать приказ стрелять в бунтовщиков. Это стало последней каплей, переполнившей чашу народного гнева. К 20 декабря волнения, переросшие в восстания, охватили уже всю страну. Прервавший свой визит Чаушеску ничего уже не смог поделать. Он попытался обратиться к демонстрантам с балкона здания ЦК, но был освистан собравшимися и награжден нелестными эпитетами. И снова Елена проявила «дракуловский» характер, приказав министру обороны стрелять в толпу. Тот отказался и был убит, а кровавую бойню начали войска спецподразделений МВД.
Тогда к всенародному восстанию призвал созданный «Фронт национального спасения». Начался штурм главной партийной цитадели, но чета Чаушеску успела эвакуироваться с крыши здания на вертолете. Добраться беглецам удалось только до городка Тырговиште, где уже собрались ближайшие соратники, ставшие предателями. Они сочли, что пламя революции можно погасить только физическим устранением вождя, и быстро собрали трибунал, приговоривший 25 декабря Николае и его супругу к смертной казни за массовое убийство людей. В тот же день приговор был приведен в исполнение.
Когда осужденных выводили во двор, офицер, взяв Елену за плечо, остановил ее: «Вы следующая». «Нет, мы всю жизнь прожили вместе, так и перед Всевышним предстанем вдвоем!» — ответила та. Закопали супругов сначала на местном кладбище, а потом перезахоронили на столичном кладбище Генше, залив, на всякий случай, могилу бетоном. После казни арестовали и детей Чаушеску. Но вскоре, посчитав, что отстранившиеся от политики физик Валентин, математик Зоя и «главный комсомолец страны» алкоголик Нику опасности более не представляют, выпустили их на свободу.
По заслугам тирану
Уведомление: Чаушеску - Неспокойный ХХI ВЕК