Военная операция в финском заливе 1916 года
С начала Первой мировой войны германский военный флот господствовал на Балтийском море, но в результате одной военной операции русских ситуация кардинально изменилась. А случилось вот что: эскадра немецких эсминцев вошла в Финский залив и прямым курсом направилась к Кронштадту, буквально в скопление минных полей, где, естественно, почти вся и погибла. Что заставило опытных моряков поступить таким образом? Мы приоткрываем завесу тайны над малоизвестной страницей далекой истории…
Покидая Либаву (нынешняя Лиепая), один из главных балтийских портов, русские оставили там свою агентурную сеть.
Важным звеном этой сети оказалась разведчица, работавшая под псевдонимом Анна Ревельская, — обаятельная молодая женщина. Ее настоящее имя так и осталось нераскрытым, но известно, что она родилась в состоятельной семье, получила блестящее образование, но предпочла светским развлечениям службу в разведке. И вот однажды в кафе на Шарлотенштрассе появилась новая официантка Клара Изельгоф.
Между тем в Либаву переехал штаб Балтийского военно-морского флота, которым командовал брат кайзера принц гросс-адмирал Генрих Прусский. Кафе же, в котором работала Клара, стало любимым местом офицеров. В числе этих моряков был лейтенант Гюнтер фон Клаус. Девушка сразу приглянулась «морскому волку». После знакомства и нескольких свиданий молодые люди стали любовниками. Спустя некоторое время девушка призналась Гюнтеру, что когда здесь были русские, один из них, тоже лейтенант, был ее кавалером. Подробности об их отношениях Клара рассказывать отказалась. Но призналась, что бегство Виктора было настолько поспешным, что он оставил даже часть своих вещей.
А спустя некоторое время, вертя в руках потертую планшетку лейтенанта, вдруг «вспомнила» — ее бойфренд част приносил служебные документы, чтобы поработать дома. А однажды второпях забыл портфель, набитый какими-то бумагами. Поднявшись наверх, она протянула Гюнтеру шикарный портфель из крокодиловой кожи. Открыв его, он достал пачку бумаг и обомлел. Перед ним лежали карты минных полей, установленных русскими в Финском заливе, и дислокация береговых батарей.
Лейтенант тут же бросился в штаб. Карты переправили в Германию в Главный штаб. Там документы подвергли тщательной экспертизе и скоро из Берлина пришел ответ. Да, русские пользуются этими картами для выхода через минные заграждения в Балтийское море.
Это была несравненная удача. Теперь немецкая армада с моря могла атаковать Гельсингфорс, Ревель, Кронштадт. В качестве ударной группировки была выбрана 10-я флотилия, в состав которой входили 11 новейших эсминцев, спущенных на воду меньше года тому назад. Правда, ради осторожности было решено сначала на пробу послать один эсминец под командованием капитана второго ранга Виттинга. Его корабль прошел через проходы в минных полях и благополучно вернулся. Во время награждения его Железным крестом Виттинг хвастливо заявил, что готов провести эскадру аж до самого Кронштадта.
Ее выход был назначен на 10 ноября 1916 года. Командиром экспедиции был назначен все тот же Виттинг.
Командир, стоя на мостике флагмана, лично контролировал движение кораблей через проходы. Сначала раздался взрыв под днищем одного эсминца, а спустя минуту — под днищем другого. Неужели подводные лодки русских?! А тем временем поврежденные эсминцы медленно погружались в пучину. Команды бросились к шлюпкам, кое-кто из моряков просто прыгал за борт. Этому кораблю пришлось вернуться в Либаву. Но Виттинг принял решение продолжить рейд.
И тут в районе приморского городка Палдиски рвануло под днищем еще одного миноносца, в течение десяти минут он пошел ко дну. И опять никаких русских субмарин обнаружено не было! Тогда Виттинг настолько взъярился, что, не видя врага, приказал подвергнуть городок мирных рыбаков массированному обстрелу. Поостынув, принял решение далее рейд не продолжать и приказал повернуть обратно. Корабли выполнили команду и отправились на базу. Но до Либавы дошли только три эсминца. Причем все члены команд, избежавшие гибели, находились в состоянии шока. Да и было отчего! За одну ночь германский флот потерял одну восьмую часть всех эсминцев, погибших за всю войну. Разгадка поражения объяснялась просто: после того как завершился разведывательный поход немцев, российские минные заградители под покровом ночи тайком заминировали указанные на картах проходы.
Тем временем Анна дождалась, когда корабли покинут гавань, и растворилась в ночи. Судя по всему, неприметная шлюпка доставила отважную разведчицу на борт всплывшей русской субмарины.
Подписывайтесь на аккаунт агентства ХХI Век в Фейсбуке, Twitter и Вконтакте
29.01.2015, 22:33