Крушение царского поезда в 1888 году
17 октября 1888 года неподалеку от станции Борки (Змиевский уезд Харьковской губернии) с рельсов сошел царский поезд, в котором из крымской Ливадии в Санкт-Петербург следовал российский император Александр III со всей своей семьей. До сих пор историки ломают голову, что стало причиной этого ЧП: злой умысел или обычное разгильдяйство?
Участок железной дороги Торановка — Борки был сдан в эксплуатацию в 1886 году и почти сразу заслужил сомнительную славу аварийного. Дело в том, что концессионеры, которые имели право контролировать его в течение 60 лет после строительства, были заинтересованы прежде всего в наибольшей прибыли и в наименьших расходах на строительство и ремонт.
За несколько месяцев до катастрофы перегон Тарановка — Борки признали аварийным и машинистам при проезде через него рекомендовали сбавлять скорость. Непосредственно перед проездом царского поезда песочный балласт подсыпали и заменили шпалы. В результате поезд с царской семьей 17 октября 1888 года потерпел крушение на расстоянии 49 верст от Харькова. Состав мчался с огромной по тому времени скоростью по насыпи, пролегающей через глубокую балку. В тот день лил дождь с изморозью, была страшная слякоть. Царский поезд состоял из 14 восьмиколесных и одного шестиколесного вагона, хотя правила эксплуатации этого перегона ограничивали размер состава в зимнее время (с 15 октября) 14 ше- стиколесными вагонами. То есть предельным считался состав, имевший 42 вагонные оси, а царский поезд насчитывал 64. Весил он 30 тысяч пудов, растягивался на 300 с лишним метров и более чем вдвое превосходил длину и тяжесть обычного пассажирского поезда, приближаясь по весу к товарному составу из 28 груженых вагонов, которым тогда по инструкции не разрешалось ехать быстрее 20 верст в час. Царский поезд по расписанию должен был делать 37 верст в час.
В 14 часов 14 минут, когда состав спускался с уклона, неожиданный сильный толчок сбросил со своих мест ехавших в поезде людей. Затем последовал страшный треск и еще более сильный толчок. Потом был еще один тихий толчок, и поезд остановился…
Во всем поезде уцелело только пять вагонов, остановившихся от действия автоматических тормозов Вестингауза. Также остались целыми и два паровоза. В ваго- не царских детей в момент крушения находились лишь великая княжна Ольга, выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний великий князь Михаил Александрович, вынутый из обломков солдатом при помощи самого государя.
Сам император с семьей и свитой находился в вагоне-столовой, который превратился в сплющенную массу. Вагон отбросило далеко в сторону. Тела убитых, багаж, посуда смешались в одну кучу. Рассказывают, что Александр III, обладавший огромной силой, держал на плечах крышу
вагона-столовой, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков.
Расследование причин аварии возглавил знаменитый юрист Анатолий Федорович Кони. Изначально рассматривалась версия о террористах, в частности, ее изложил в своих воспоминаниях Таубе, сын инспектора императорских поездов. По этой версии крушение было вызвано взрывом бомбы, которую заложил помощник повара царского поезда, связанный с революционными организациями. Заложив бомбу с часовым механизмом в вагон-столовую, он сошел с поезда на остановке перед взрывом.
Однако эксперты пришли к заключению, что никаких следов теракта нет, а паровоз или его тендер просто сошел с рельсов. После катастрофы в отставку за недосмотр были отправлены министр путей сообщения Константин Посьет и главный инспектор железных дорог барон Шерваль. Управляющему Юго-Западными железными дорогами Сергею Витте, который безуспешно предупреждал министра о возможности катастрофы, предложили место директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов, что стало началом его стремительной государственной карьеры.
Рассказывали, что выбравшегося из-под обломков вагона-столовой царя Александра III окружили приближенные и начали наперебой винить в крушении революционеров. Фраза монарха, прозвучавшая в ответ, была простой и поразительно правдивой: «Какие там революционеры! Воровать меньше надо!»
В результате крушения поезда погибли 23 человека и 19 были ранены.
Подписывайтесь на аккаунт агентства ХХI Век в Фейсбуке, Twitter и Вконтакте
27.01.2015, 22:10
Ответ давно дал Витте. Нельзя было гнать тяжёлый состав по слабому участку пути.