Голда Меир
Киевский плотник Мойше Мабович и профессиональная кормилица Блюма Найдич никак не думали, что их дочери Голде, родившейся в Киеве в 1898 году, будет уготована такая необычная судьба.
Им было о чем думать, помимо судьбы Голды, ведь в семье было восемь детей, но до совершеннолетия дожили лишь трое.
В 1906 году Голда вместе с родителями и сестрами эмигрировала в США. В те времена это было обычным явлением. Еврейская беднота массами уезжала из Российской империи за океан, надеясь обрести там лучшую жизнь. В США семья Мабович поселилась на севере страны в городе Милуоки, штат Висконсин.
В 1912 году Голда окончила начальную школу, педагогические курсы и стала работать учителем английского языка для новых эмигрантов. В четырнадцать лет она уже полностью обеспечивала себя, самостоятельно зарабатывая на жизнь. А вскоре вообще покинула семью и уехала на заработки в Денвер. Отличаясь твердым и независимым характером, Голда самостоятельно строила свою жизнь, не боясь никаких трудностей. Так, когда заработки учительницы перестали приносить доход, Голда освоила профессию швеи и стала работать в ателье.
Также она очень интересовалась политикой и стала членом социалистического кружка молодых еврейских рабочих. Именно там она встретила своего будущего мужа Морриса Меерсона, который увлекался идеями сионизма, то есть воссоздания независимого еврейского государства на Ближнем Востоке и репатриации всех евреев в него. Вскоре молодые люди вступили в «Поалей Цион» — левую сионистскую организацию тред-юнионистского толка, имевшую тесные связи с профсоюзами.
24 декабря 1917 года состоялась их свадьба, а через четыре года молодая семья переехала в Палестину. Сначала Голда и Моррис жили в кибуце Мерхавия в Изреэль- ской долине, где трудились как простые сельскохозяйственные рабочие. А затем перебрались в Тель-Авив, где Голда работала на различных должностях в профсоюзе и на государственной службе.
14 мая 1948 года Голда Меир стала одной из двух женщин-политиков, подписавших Декларацию независимости Израиля. Позже в своих воспоминаниях она так писала об этом: «Государство Израиль! Глаза мои наполнились слезами, руки дрожали. Мы добились. Мы сделали еврейское государство реальностью, и я, Голда Мабо- вич-Меерсон, дожила до этого дня. Что бы ни случилось, какую бы цену ни пришлось за это заплатить, мы воссоздали Еврейскую Родину. Долгое изгнание кончилось».
Создание Израиля вызвало резкую негативную реакцию среди арабских государств. Буквально на следующий день после провозглашения суверенитета Израиль подвергся нападению со стороны объединенных армий Египта, Сирии, Ливана, Иордании и Ирака. Началась первая война за независимость Израиля.
С началом войны молодому еврейскому государству потребовались большое количество оружия и международная поддержка. Любопытно, что первым государством, признавшим Израиль де-юре и установившим с ним дипломатические отношения, стал… СССР! Он же стал первым крупным поставщиком оружия для молодого еврейского государства. Разумеется, советский лидер Иосиф Сталин проводил такую политику не случайно. Дело заключалось в том, что арабы традиционно имели хорошие отношения с США и Англией. А создание Израиля вбивало серьезный клин в отношения англо-американцев с арабами. Поэтому Советский Союз всячески способствовал возникновению и укреплению еврейского государства на Ближнем Востоке.
Голда Меир (Меерсон) была назначена первым послом Израиля в СССР не случайно. На политическом поле она отличалась левыми взглядами, имела рабочее происхождение и большой опыт работы в профсоюзных организациях социалистического толка, что не могло не импонировать советскому руководству.
3 сентября 1948 года Голда Меир приехала в Москву. Ее прибытие ознаменовалось восторженной встречей, устроенной огромной толпой советских евреев во время посещения московской синагоги. Это событие имело столь важное значение для истории еврейского государства, что его даже отобразили на современных израильских банкнотах достоинством 10 ООО шекелей, а затем — 10 новых шекелей.
Любопытно, что Голда Меир совершенно не говорила по-русски, так как покинула Киев в весьма юном возрасте. Поэтому с советскими евреями она общалась на идише, который тогда знали многие. Во время пребывания в Москве Голда Меир познакомилась и подружилась с Полиной Жемчужиной, супругой Вячеслава Молотова, который тогда являлся членом Политбюро и был одним из высших руководителей СССР. Однажды на приеме в Кремле Полина Жемчужина обратилась к Меир на идише со словами: «Я тоже дочь еврейского народа!» Вскоре Полина была арестована и отправлена в казахстанский лагерь, а Москве закрыли Еврейский антифашистский комитет, газету «Эйникайт», издательство «Дер Эмес», были арестованы крупнейшие деятели еврейской культуры, а их книги изъяты из библиотек. Однако это не означало развертывания массовой антисемитской кампании в СССР. Просто «вождь народов» боялся возникновения любой организованной оппозиции внутри страны, пресекая такие попытки на корню. К тому же в высшем советском руководстве обострилась борьба за власть, и в этой подковерной возне использовались любые, самые грязные методы. Работать в такой обстановке становилось сложно, и в марте 1949 года Голда Меир покинула пост посла Израиля в СССР.
В 1949-1958 годах Голда Меир занимала пост министра труда, очень много сделав для того, чтобы гармонизировать трудовые отношения в стране. А затем восемь лет возглавляла внешнеполитическое ведомство Израиля. В 1966 году ее избрали премьер-мини- стром Израиля. И на этом посту ей пришлось столкнуться с немалыми трудностями.
5 июня 1967 года египетские и сирийские войска, оснащенные современным советским вооружением, одновременно с разных направлений вторглись на территорию еврейского государства. Но оказались наголову разбиты в течение шести дней, оставив Синайский полуостров, Газу и Восточный Иерусалим. «Шестидневная война» была полностью выиграна Израилем за счет применения более современных и гибких методов ведения боевых действий.
В октябре 1973 года арабы попытались взять реванш, что привело к новой, так называемой «войне Судного дня». И снова египетские и сирийские войска потерпели сокрушительное поражение, потеряв огромное количество танков, самолетов и артиллерии. Таким образом, во время пребывания Голды Меир на посту премьер-министра Израилю пришлось испытать самые тяжелейшие потрясения в своей новейшей истории. И выйти из них с честью, во многом благодаря твердости и высокому самообладанию высшего политического руководства. В связи с этим даже появилась шутливая поговорка, что «Голда Меир — это единственный мужчина в израильском правительстве».
При этом Голда Меир никогда не принадлежала к феминисткам и, более того, относилась к этому общественному движению враждебно. Она была настоящей женщиной в полном смысле этого слова, никогда не скрывала свою женственность и, напротив, гордилась ею. Была преданной любящей матерью и бабушкой. Очень любила готовить и не упускала случая заняться стряпней. В политике и по отношению к людям Голда Меир также часто вела себя типично по-женски. Ее оценка людей и событий нередко основывалась на иррациональных ощущениях, на природной интуиции. Она умела завоевывать сердца. Общавшиеся с ней люди быстро попадали под обаяние ее естественности и простоты, таланта ясно и понятно излагать свои позиции. С ней очень любили общаться журналисты.
…Голда Меир ушла в отставку в 1974 году, оставив высший пост своему преемнику Ицхаку Рабину.
Подписывайтесь на аккаунт агентства ХХI Век в Фейсбуке, Twitter и Вконтакте