БиографииТоп

Олег Керенский

Судьба старшего сына председателя Временного правительства Александра Керенского сложилась интересно и необычно. Олег Александрович тоже вошел в историю, но не как политический дея­тель, а как выдающийся мостостроитель. Построенные им перепра­вы до сих пор стоят по всему миру.

Первая половина жизни Олега Алек­сандровича Керенского прошла целиком и полностью в тени биографии отца. Семья свергнутого большевиками председателя Временного правитель­ства после октября 1917 года жила в Пе­трограде на полулегальном положении. Олег с младшим братом учился в пре­стижном коммерческом училище Шидловской на Шпалерной улице. Но в 1918 году училище закрыли.

Жить становилось все сложнее, и ле­том того же года Керенские (кроме отца семейства, который был в бегах) попы­тались переехать из дорогого Питера в Усть-Сысольск (нынешний Сыктывкар). Однако по дороге были задержаны чекистами. Поначалу их обвинили в по­пытке сбежать к белым. Разбиратель­ства длились шесть недель, но, как ни удивительно, в итоге все были отпуще­ны. Единственный раз семиклассник Олег Керенский принял участие в поли­тической акции в январе все того же 1918 года, когда вышел на демонстра­цию в поддержку Учредительного со­брания. Сложно сказать, понимал ли мальчик, что происходит вокруг, и мог ли сделать самостоятельные выводы. Однако факт в том, что всю свою даль­нейшую жизнь он держался от политики как можно дальше.

И Олег, и Глеб обнаружили немалые способности к техническим наукам. Впоследствии оба брата стали инженерами, но по-настоящему прославиться удалось только старшему. Окончив в 1927 году университет, Олег Керенский довольно быстро приобрел известность как выда­ющийся мостостроитель. Первым гром­ким проектом, в работе над которым он принял участие, стал самый большой мост Сиднея-Харбор-Бридж, соединив­ший берега залива Порт-Джексон. Он до сих пор считается одним из самых боль­ших стальных арочных мостов в мире и является одним из символов австралий­ского города.

Сиднейский мост впечатляет своими размерами. Его полная длина составляет более километра (арочный пролет — 503 метра), а вес — 52,8 тысячи тонн (из них сама арка весит 39 тысяч тонн). Чтобы та­кая махина надежно держалась и не представляла опасности для перемеща­ющегося по ней транспорта, инженерам (в том числе и Олегу Керенскому) при­шлось скрепить конструкцию более чем шестью миллионами стальных заклепок, расположение которых было определе­но в результате сложных расчетов. Из-за крутого изгиба арки Харбор-Бридж полу­чил в народе прозвище «Вешалка».


В 1950 году уже всемирно известный специалист Олег Керенский был пригла­шен в Турцию, где разработал уникаль­ный проект для первого в мире подвес­ного моста через Босфор. Величественное сооружение длиной бо­лее полутора километров должно было соединить Азию и Европу. Керенский справился с проектом, однако его реали­зация была отложена из-за финансовых проблем. Вернуться к идее соединить бе­рега пролива решили в 1970-м. И тогда выяснилось, что за 20 лет проект Керен­ского ничуть не устарел. Его лишь немно­го модифицировали, с учетом новых ус­ловий. Строительство продолжалось три года. И до 1988 года, когда был построен мост Султана Мехмеда Фатиха, спроекти­рованный Керенским гигант был един­ственной автомобильной переправой между двумя берегами. Строительство обошлось Турции в 200 миллионов дол­ларов. В наши дни по этому мосту каж­дые сутки проходит более 200 тысяч еди­ниц транспорта, которые перевозят около 600 тысяч пассажиров.

В год закладки Босфорского моста Олег Керенский стал президентом Ин­ститута инженеров-конструкторов. За­тем он оставил административный пост и продолжил проектировать мосты и дру­гие инженерные сооружения. В 1977-м этот Институт наградил его золотой ме­далью.

Олег Керенский умер в 1984 году в Лондоне. С тех пор уже дважды проводи­лись международные конференции ин­женеров, посвященные его памяти.