Аналитика

The New Yorker: как Путин вырастил «теневой кабинет» олигархов

Президент РФ Владимир Путин помогал Аркадию и Борису Ротенбергам, не имея целенаправленной стратегии, и только постфактум понял, что обязанные ему олигархи могут быть полезны, пишет The New Yorker, ссылаясь на источник, близкий к Кремлю. Статья о дружбе Путина и Аркадия Ротенберга, начавшейся с секции дзюдо и спортивных лагерей, где было принято отбирать конфеты у младших товарищей, под названием «Олигархия 2.0» выйдет 29 мая, реферат сетевой версии опубликован на сайте InoPressa.

Успех Аркадия Ротенберга, «короля госзаказов» по характеристике Forbes, издание объясняет биографической связью с Владимиром Путиным. «В 1963 году, в возрасте 12 лет, он вступил в тот же клуб по дзюдо, что и Путин. Они стали спарринг-партнерами и друзьями и с тех пор остаются ими», — пишет The New Yorker. Затем они много путешествовали, ездили вместе на соревнования по самбо, где, по словам бывшего сотрудника КГБ Николая Ващилина, сблизились.

Ващилин, который ходил на спортивные тренировки с Аркадием Ротенбергом и Путиным, утверждает, что они оба «любили розыгрыши». Однажды, рассказал Ващилин, 1 мая, в первый день парада мальчики выбежали из переулка и начали обстреливать воздушные шары, которые несли участники демонстрации, проволочными пульками, так что те полопались, пишет The New Yorker.

Другой знакомый вспомнил, что они с Ротенбергом в спортивных лагерях воровали конфеты и другую еду у младших товарищей, подкарауливая их в туалетах, где дети делали тайники. «Они тут же пугались и делились с нами», — рассказал он.

Аркадий Ротенберг в комментарии NEWSru.com заявил: «Конечно, это полный бред. У меня у самого младший брат, мы росли вместе, поэтому к маленьким всегда хорошо относился, и такого быть в принципе не могло».

Как «путинские олигархи» образовали «теневой кабинет»

«Успех Ротенберга является ярким примером политической и экономической перестройки, которая произошла за 17 лет правления Путина», во время которого был создан другой олигархический класс. Получившие влияние в 90-е годы бизнесмены при Путине маргинализировались, а их место заняла новая каста олигархов, многие из которых близки к Путину, отмечает автор статьи Джошуа Яффа.

«Величайшим успехом Ротенберга была продажа ему «Газпромом» пяти строительных и ремонтных компаний в 2008 году, за которые он заплатил 348 млн долларов. Он объединил фирмы в одну компанию «Стройгазмонтаж» ( S.G.M.), которая сразу же стала одним из главных подрядчиков для «Газпрома». В первый год деятельности компании он заработал более 2 млрд долларов дохода, что позволило предположить, что цена продажи была во много раз ниже рыночной», — пишет автор.

В первый год своего президентства Путин и группа экономических советников провели реформы, призванные укрепить авторитет и компетентность государства. Некоторые реформы отвечали духу прорыночного неолиберализма. Но однажды советник Путина, экономист Андрей Илларионов, обнаружил президентский указ о создании госмонополии путем слияния более чем сотни ликеро-водочных заводов. Автор утверждает, что на заседаниях совета экономистов эта новая организация — «Росспиртпром» — не упоминалась. «Очевидно, были другие люди, помимо нашего экономического совета, чьими рекомендациями пользовался Путин. Очевидно, он принимал решения в их пользу», — сказал Илларионов в интервью автору.

По его мнению, невозможно определить линию между тем, где братья Ротенберг, благодаря их имени и связям, получили огромную прибыль из государственных контрактов, и там, где у них просто была возможность найти способы зарабатывать деньги.

Ирина Ламбер, бывшая жена Бориса Ротенберга, на вопрос, активно ли Путин помогал братьям Ротенберг, заявила, что это исключено. «Они дружили в детстве, и эти отношения никогда не прерывались, поэтому логично предположить, что как минимум какой-то совет он дал и возможно где-то помог», — сказала она.

По мнению Ламбер, бизнес для Ротенбергов стал случайностью и «если бы не развалился СССР», то «Аркадий руководил бы государственной спортивной организацией, а Борис стал бы успешным тренером».

Директор Национального энергетического фонда Константин Симонов заявил, что Ротенберг на первом этапе нуждался в «серьезной политической поддержке» и «доказал, что он очень упорный парень с хорошими организаторскими способностями и готовностью рисковать».

Бывший член правления «Газпрома» Богдан Будзуляк сказал, что отношения братьев с Путиным не обсуждались, но «мы и так поняли, что они заслуживают доверия, которое им оказано».

Источник, близкий к Кремлю, заявил, что успех Ротенберга и других олигархов «эпохи Путина» не был результатом заранее продуманного плана: «Создание таких людей не было стратегией Путина. Это домысел. Возможно, он согласился помочь им, и в определенный момент, когда они стали влиятельными и успешными, понял, что они могут быть полезны, что не так уж плохо иметь касту очень состоятельных людей, которые вам обязаны». В итоге, по словам источника, «путинские олигархи» образовали «теневой кабинет».

«Это доверенные люди, которые будут держаться Путина до конца, он может давать им определенные задания, они не испугаются внешнего давления», — сказал политолог Евгений Минченко.

«Доверенные люди» финансируют «черный гроссбух»

По данным журнала, такие люди могут брать на себя проекты, которые Кремль не хочет финансировать, либо которыми не хочет управлять: таковы спортивные команды, медиапрограммы и политические инициативы.

«Один банкир с хорошими связями сказал мне, что многие олигархи финансируют «черный гроссбух», — пишет Яффа. Как пояснил банкир, это «деньги, которые не проходят через бюджет, но нужны государству, — например, на финансирование выборов и поддержку местных политических фигур». Средства покидают госбюджет в качестве заказов на закупки и возвращаются как недекларируемые наличные, которые можно тратить так, как Кремль считает нужным», говорится в статье.

В марте 2014 года администрация США, наложив на Россию санкции за вмешательство в Украине, включила Аркадия и Бориса Ротенбергов в санкционный список. Предполагалось, что санкции затруднят жизнь богатых и влиятельных приближенных Путина и это удержит Россию от новой агрессии.

Однако, как пишет журнал, Аркадий Ротенберг, а также Геннадий Тимченко и Юрий Ковальчук, которые тоже оказались под санкциями, стали еще ближе к Путину. «Отчасти эта реакция объясняется личной лояльностью. Но она имеет и рациональный смысл: российское государство — основной клиент и основной источник богатства Ротенберга, так что было бы намного дороже стать противником Путина, чем нести на себе бремя санкций», — говорится в статье.

Мост в Крым отличается от многих других проектов Ротенберга. «Не ожидается, что он заработает на нем большие деньги», «этот проект — не про прибыль», цитирует журнал некоего московского банкира. «Мост нужно строить, а все остальные отказывались. Это было единственно возможное решение», — сказал банкир.

Чиновник из российского государственного агентства по делам дорог Роман Новиков объяснил интерес Ротенберга к проекту так: «Не секрет, что он общается со своим другом детства со времен, когда они были молоды, а тот, конечно, тоже заинтересован это сделать». Новиков уточнил: «Я говорю о президенте Российской Федерации».

Напомним, что Аркадий Ротенберг, как и другие люди из «окружения» Путина, в том числе бизнесмен Геннадий Тимченко и глава «Роснефти» Игорь Сечин, в апреле получили от него еще один подарок. Президент подписал закон, который освобождает от уплаты налогов в России физических лиц, находящихся под санкциями Запада. Впрочем, Ротенберг заявил, что продолжит платить налоги в РФ, несмотря на предусмотренные поблажки.

По материалам

27.05.2017, 14:08