Крушение дирижабля
Эра дирижаблестроения начиналась с большим энтузиазмом. Сейчас уже трудно поверить в то, что подавляющее большинство конструкторов и инженеров считали, что громоздкие, трудные в управлении и тяжелые дирижабли лучше «ненадежных» аэропланов.
Впрочем, нельзя сказать, что вера в надежность дирижаблей базировалась на пустом месте. Эти, на первый взгляд, неповоротливые воздушные «мастодонты» внушали уверенность уже одним своим видом: трудно было поверить, что с такой глыбой случится что-либо плохое. А то, что эта глыба создана из хрупких трубочек, жести и газа, людей не сильно беспокоило!
В период с 1915 по 1930 год дирижабли неоднократно пересекали Атлантический океан, а 16 из 27 самолетов сделать это так и не смогли.
Тем временем конструкторская мысль пошла по пути гигантомании: с каждым разом дирижабли становились все больше и тяжелей. R101 и вовсе казался неким сказочным существом: длина — 212 метров, диаметр — 44 метра, объем — 135 тысяч кубических метров! Чтобы представить себе его размеры, вспомните, как выглядит «Боинг-747», и увеличьте его в 3,5 раза. Кроме того, добавьте сюда пять дизельных двигателей (мощностью 480 кВт каждый) плюс грузоподъемность 60 тонн (с таким весом справлялись только легендарные «Антеи», выпуск которых начался спустя 40 лет).
Правда, при окончательном испытании выяснилось, что заявленные 60 тонн дирижаблю не поднять. Однако и этой грузоподъемности на тот момент вполне хватало. Заказчик (а им было министерство авиации Англии) возлагал на R101 большие надежды. Чтобы убедиться в прочности аппарата, заказчики решили испытать его в деле. Наметили маршрут: Кардингтон — Карачи (столица Пакистана, который на тот момент входил в состав Британской Индии).
В последний момент экипаж дирижабля (им управляли 42 человека) попытался отложить полет, сославшись на плохую погоду. Но заказчик был неумолим: 4 октября 1930 года 6 высших управляющих Королевских воздухоплавательных заводов, в том числе министр авиации лорд Кристофер Томсон, конструктор дирижабля полковник Ричмонд, директор департамента гражданской авиации сэр Сефтон Бранкер и несколько пассажиров заняли свои места в каютах и отправились в путь.
С первых часов, проведенных в воздухе, стало ясно, что полет будет сложным. Подвели синоптики. Они предупредили, что спустя какое-то время из-за циклона погода ухудшится, однако это произошло гораздо раньше. Из-за этого аппарат не смог набрать нужную высоту, и ему пришлось лететь в самой гуще бушующего дождя и ветра. А уже через два часа командир корабля лейтенант Кармайкл Ирвин, опытный пилот, спортсмен и даже участник Олимпийских игр, сообщил, что оболочка дирижабля пропиталась влагой, и из-за этого аппарат стал тяжелей на три тонны, так что управлять им стало еще сложней. Нужно было возвращаться назад, но министр авиации посчитал это малодушием и потребовал двигаться дальше. Была надежда на то, что погода успокоится, но синоптики предупредили, что и на территории Франции их ждет такое же буйство дождя и ветра.
Тогда Ирвин решил определить истинную скорость и курс дирижабля, желая вывести аппарат на запланированные параметры. В то время для замеров экипаж бросал в воду маркерные бомбочки — при контакте с водой они взрывались и давали яркую вспышку пламени. Штурман фиксировал вспышку и делал соответствующие замеры. Бомбочки хранились в рубке управления дирижаблем в специальном ящике, но никто не думал, что вода сможет попасть даже туда.
В ночь на 5 октября, когда R101 находился над территорией Франции, из-за сильного ветра дирижабль стал сильно раскачиваться, и это привело к большой потере газа. В конечном итоге один из баллонетов разорвался, аппарат потерял высоту, и нос дирижабля сильно накренился. Экипаж сбросил балласт и пошел на предельно низкой высоте. Это и привело к тому, что в темноте команда не заметила лесистый склон и врезалась в него. Разрушенный корпус рухнул на рубку, часть экипажа и пассажиров погибла на месте. Но это было еще полбеды: вода из разорванных балластных цистерн залила ящик с маркерными бомбочками, они вспыхнули, начался сильный пожар, в результате чего случился взрыв.
Из 54 человек, бывших на борту, погибло 46 (в том числе лорд Томсон и генерал Бранкер), восьмерым удалось спастись, но двое из них скончались в больнице от ожогов.
Причиной трагедии признали чрезмерную потерю водорода из газовых баллонетов и ошибки в пилотировании. Эта трагедия фактически подписала приговор дирижаблестроению в Англии.
Просмотр рекламы — Ваша поддержка.
Эх сколько нациков полягло
Уведомление: Крушение Дирижабля - Неспокойный ХХI ВЕК