Владимир Маяковский
Будущий великий поэт был сыном лесничего Кутаисской губернии. Отец ушел из жизни рано, когда Владимиру, родившемуся в 1893 году, было 13 лет: сшивая деловые бумаги, он укололся ржавой иголкой, что стало причиной заражения крови и преждевременной смерти. Эта нелепая гибель произвела на мальчика неизгладимое впечатление.
В 1906 году, после похорон отца, Маяковский вместе с матерью и двумя сестрами переехал в Москву.
Именно здесь впервые и заявил о себе его гениальный дар.
Маяковский вначале учился в классической гимназии в Кутаиси, затем в Пятой московской гимназии (в 1906-
1908гг.), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование он получил в 1908 году в подготовительном классе Строгановского училища — школы подготовки художников декоративно-прикладного искусства, а затем в училище живописи, ваяния и зодчества (1911-1914 гг.), откуда начинающего поэта исключили за участие в скандальных выступлениях футуристов — художников и литераторов.
Еще в 1905 году в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях. В 1908 году, вступив в РСДРП, он вел пропаганду среди московских рабочих. За это он несколько раз подвергался арестам, в 1908 году провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме.
Время заключения поэт считал началом своей стихотворной деятельности, но, как он сам говорил, «к счастью, стихи перед освобождением отобрали, а то бы еще напечатали».
В предреволюционные годы Маяковский, увлекшись идеями футуризма, завязал дружбу с художником и поэтом Давидом Бурлюком, который в 1912 году организовал литературно-художественную группу футуристов «Гилея». Вскоре Маяковский принял участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Поэзия Маяковского всегда сохраняла связь с изобразительным искусством, прежде всего в самой форме записи стихов (столбиком, позднее «лесенкой»), которая предполагала дополнительное, чисто зрительное впечатление, производимое стихотворной страницей.
Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 году в альманахе группы «Гилея», называвшемся «Пощечина общественному вкусу», где был помещен и манифест, подписанный, в числе прочих, Маяковским. В нем в нарочито эпатирующей форме заявлялось о разрыве с традициями русской классики и о необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе.
В 1915 году произошла встреча Маяковского с Лилей Брик, которая резко изменила жизнь обоих. Любовь к ней, выплеснувшаяся в поэзии Маяковского, сделала эту женщину известной. А она, обладая утонченным вкусом и богатой интуицией, сумела отгадать в нем недюжинный талант. Брик стала не только его музой, но и проводником в профессиональном литературном мире (умело вела издательские дела, организовывала встречи, решала финансовые вопросы). При этом она не рассталась и со своим мужем, Осипом Бриком. Жизнь втроем вызывала немало пересудов в богемной среде обеих российских столиц. Это был вызов, как считала Лиля Брик, отжившей буржуазной морали.
Революцию Маяковский принял как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю. Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов. Грубость, четкость, прямолинейность его поэтического стиля, умение превращать элементы оформления книжной и журнальной страницы в эффективные выразительные средства поэзии — все это обеспечивало успех «звонкой силе поэта», целиком отданной на службу интересам «атакующего класса». Воплощением позиции Маяковского этих лет стали его поэмы «150 ООО ООО» и «Владимир Ильич Ленин», посвященной вождю Октябрьской революции, и «Хорошо!», пропагандирующей успехи советской власти.
С начала 1920-х годов Брики и Маяковский поддерживали тесные отношения с некоторыми высокопоставленными сотрудниками ВЧК. В 1920-1921 гг. Осип Брик сам работал в юридическом отделе этого ведомства, Лиля также в течение короткого периода времени числилась сотрудником ВЧК. В те годы это позволяло всем троим, в отличие от рядовых соотечественников, вести более свободный образ жизни — ездить за границу, общаться с иностранцами.
В результате этих поездок Елизавета Зиберт, замужняя эмигрантка из российских немцев, работавшая переводчицей Маяковского в Нью- Йорке, родила девочку, как две капли воды похожую на поэта. Ее назвали Еленой-Патрицией. «Папа Володя» видел дочь только один раз — осенью 1928 года, когда они с Елизаветой встречались в Ницце.
Между тем, к концу 1920-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности тем высоким идеалам революции, которые вдохновляли его с отроческих лет и в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь — от одежды и походки до любви и творчества. К тому же его популярность как автора и чтеца собственных стихов стала заметно падать. На его вечерах стали зевать, а то и посвистывать.
Творческий кризис затянулся на длительный период. Сопутствующая профессиональным неудачам неустроенная личная жизнь только усугубляла душевное состояние поэта.
В последние месяцы жизни Маяковский часто говорил о смерти, и эта идея временами становилась навязчивой. Последней каплей стала его влюбленность в артистку Художественного театра Веронику Полонскую. Накануне самоубийства он устроил ей грубую сцену ревности и требовал четкого и ясного ответа на его вопросы. Однако Полонская, признаваясь в любви к поэту, отказывалась немедленно бросить своего мужа и остаться у Маяковского. Не успела актриса выйти из коридора квартиры, как услышала выстрел. Вернувшись в комнату, она обнаружила поэта лежащим на ковре с пятном крови на груди. Ранение оказалось смертельным, и приехавшие врачи смогли лишь констатировать смерть. Это произошло 14 апреля 1930 года.
Официальной причиной самоубийства Владимира Маяковского был назван нервный срыв, вызванный серией творческих и личных неудач. Впоследствии возникло несколько версий этой трагедии. Некоторые предполагали, что поэт был убит. В числе гипотетических убийц называли и саму Полонскую, и сотрудников ГПУ. Причинами для таких предположений послужили непонятные ошибки в протоколах и небрежность при проведении первоначального следствия.
Но зачем было убивать поэта, который являлся лицом существующей власти, ее поэтическим обрамлением? Дело в том, что к этому времени Маяковский явно охладел к революционным преобразованиям и все яснее понимал, что социальный эксперимент по переустройству мира не удался. Существует версия, что поэт хотел эмигрировать — остаться в Париже. Эти слухи стали причиной того, что ему отказали в выдаче зарубежной визы. Да и стихи поэта тех лет, где он называет существующую действительность «окаменевшим дерьмом» или «наших дней освещая потемки», свидетельствуют, что Маяковский прекрасно понимал, куда все идет. Учитывая его прямоту и талант, можно предположить, что поэт не стал бы молчать и мог бы своим творчеством изрядно подмочить «репутацию» власти. Так что причины для убийства были и очень серьезные.
В 1990-х годах была проведена криминалистическая экспертиза рубашки Маяковского, которую передала органам Лиля Брик еще сорок лет тому назад. После исследования было вынесено заключение: выстрел произведен в упор, вероятнее всего, правой рукой самоубийцы.
Однако противники этой версии утверждают, что, скорее всего, перед смертью Маяковского ударили по лицу с очень большой силой. После этого можно было спокойно вложить в руку оглушенного человека пистолет и произвести выстрел, имитирующий самоубийство.
Так что загадка смерти Маяковского еще ждет своего исследователя.