Биографии

Манфред Фон Арденне

Имя Манфреда фон Ар­денне довольно мало­известно. Особенно в России. А вот немцы гордятся своим великим соотечественни­ком — выдающимся ученым, совершившим немало от­крытий, одним из пионеров электронной техники и изо­бретателем новых способов лечения онкологических за­болеваний. Правда, при этом стараются не упоминать, что он носил звание штандартен­фюрера СС и был кавалером Рыцарского креста. А значи­тельную часть своих откры­тий сделал, работая в Совет­ском Союзе после поражения Германии во Второй мировой войне. Здесь он внес значи­тельный вклад в советский атомный проект. И тем, что в СССР появилась атомная бом­ба, мы обязаны не только академику Курчатову, но и этому забытому ныне че­ловеку.

Может ли штандартен­фюрер СС стать дважды лауреатом Сталинской премии? При всей своей кажущейся абсурдности этот вопрос не лишен смысла. Если заглянуть в списки награжденных за 1947 и 1953 годы, то можно увидеть там- имя Манфреда фон Арденне. Конечно, свое звание он получил не за военные заслуги, а за выдающиеся научные успехи. В Герма­нии фон Арденне руково­дил им же созданной ла­бораторией электронной физики. Ему оказывал личное покровительство рейхсминистр Карл Виль­гельм Онезорге, и он пользо­вался большим авторитетом. Причем авторитет этот был далеко не дутым. Поэтому, когда в 1945 году фон Арденне изъявил желание поехать работать в СССР, это было встречено советским руко­водством с большим энтузи­азмом.

«…Находится целиком сохранившийся частный ин­ститут ученого с мировым именем барона фон Арден­не… Фон Арденне передал мне заявление на имя Совнаркома СССР о том, что он хочет работать только с русскими физиками и предо­ставляет институт и самого себя в распоряжение совет­ского правительства. Учи­тывая исключительную важ­ность для Советского Союза всего вышеперечисленного оборудования и материалов, просим Вашего разрешения о демонтаже и вывозе обо­рудования в СССР…» — до­кладывал Лаврентий Берия Сталину.

Интересная деталь за­ключается в том, что уни­кальное оборудование, о котором писал Берия, имело по большей части совершенно не военное назначение. К примеру, одной из тем, в которой фон Арденне добился значительных успехов, была электронная пере­дача видеосигнала — про­образ современного те­левидения. Собственно, именно в лаборатории Манфреда фон Арденне была проведена первая в мире полностью элек­тронная телепередача. «Вечером 14 декабря 1930 года Эмиль Лоренц и я стали свидетелями по­разительного явления. Я держал ножницы перед экраном моего разверты­вающего устройства с бе­гущим лучом, и действитель­но увидел, как его контуры появились на другом конце комнаты на экране трубки приемника. Мы повторили эксперимент с диапозитивом и достигли еще более впечат­ляющего результата», — так вспоминал об этом событии сам фон Арденне.

Неужели Берия и Сталин так высоко ценили немецкого специалиста за работу по соз­данию телевидения? Разуме­ется, нет. Дело было в другом. Манфред фон Арденне был поистине уникальным специ­алистом, разбиравшимся во многих областях физики. В том числе и в тех ее аспектах, которые были необходимы для создания атомной бомбы.

На базе санатория «Синоп» неподалеку от Сухуми для фон Арденне была обустрое­на специальная лаборатория для исследования проблем обогащения и разделения изотопов урана. Штандартен­фюрер был не единственным немецким специалистом, ра­ ботавшим над этой пробле­мой. Рядом с ним трудились такие люди, как нобелевский лауреат Густав Герц, иссле­дователь природы генетиче­ских мутаций Карл Циммер и один из крупнейших химиков Петер Тиссен. Однако фон Арденне, безусловно, играл в этом коллективе первую скрипку. Ведь в своей немецкой лаборатории он за­нимался далеко не только проблемами телепередачи. Третий рейх напряженно ра­ботал над созданием атомно­го оружия. Знания и талант Манфреда были для этого весьма нужны.

К счастью для антигит­леровской коалиции, фон Арденне не успел добить­ся прорыва в немецком «Уран-проекте». А вот уже в Сухуми под его руковод­ством был разработан ме­тод газодиффузной очистки изотопов урана и раз­деления изотопов урана-235 в центрифуге. Эти открытия имели огромное значение для организации про­мышленной добычи урана-235, необхо­димого для атомного оружия. Не умаляя заслуг советских уче­ных, трудившихся под руководством Иго­ря Курчатова с 1942 года, стоит признать серьезную помощь, оказанную им немец­кими коллегами. Если бы Манфред фон Ар­денне не переехал в СССР в 1945 году, то, возможно, первые испыта­ния советской бомбы состо­ялись бы не в 1949 году, а значительно позднее.

Что же до самого фон Ар­денне, то для него участие в советском атомном проекте было прежде всего возмож­ностью заниматься настоя­щей высокой наукой. Он никогда не был милитаристом. И даже занимаясь разработ­кой атомной бомбы для рей­ха, считал себя ученым, но не военным. Примечательно, что, будучи штандартенфю­рером СС, Манфред не со­стоял в нацистской партии. В этом он пошел по стопам своего отца — барона Эгмон­та фон Арденне. Прусский офицер старой закалки, тот водил личное знакомство и даже дружбу с Германом Ге­рингом. Однако наотрез от­казался, когда старый друг предложил ему занять одну из руководящих должностей в НСДАП.

За свою жизнь Манфред фон Арденне получил око­ло 600 патентов на различ­ные изобретения. Еще до Второй мировой войны он изобрел высокотехнологич­ные инструменты, благодаря которым впоследствии был совершен прорыв в физике микрочастиц. Это просвечи­вающий растровый электрон­ный микроскоп (1937 год), рентгеновский теневой ми­кроскоп (1939 год) и другие.

Уникальность фон Арденне проявлялась еще и в том, что он совершал открытия в обла­стях, казалось бы, максималь­но далеких от его научной специальности. Например, разработал метод лечения онкологических заболеваний с помощью гипертермии (воз­действия высокой температу­ры на отдельные участки тела) или изобрел эндорадиозонд для исследования желудочно- кишечного тракта.

Кроме того, фон Арденне считают гениальным про­видцем. Еще в 1960-х годах он в общих чертах описал привычную для нас сегодня электронику, основанную на использовании микрочипов. Тогда же он выдвинул вер­сию, что в будущем появится «центр документации с авто­матическими электронными накопителями», предсказав, таким образом, появление Интернета. Также фон Арден­не предсказал изобретение сотовых телефонов и светодиодов. Важно подчеркнуть, что все эти предсказания делались им на строгой научной базе, с указани­ем направлений науки, в которых случится про­рыв, а не были просто фантазиями о светлом будущем.

В Советском Союзе Манфред фон Арденне прожил до 1955 года. После этого ему беспре­пятственно разрешили выехать в ГДР, где уче­ный возглавил институт своего имени, располо­жившийся в Дрездене. Им он руководил до 1990 года. В институте Манфреда фон Арденне увидели свет многие ин­новации, которые стали активно использовать­ся в самых различных сферах — от конструи­рования медтехники до плавки и резки металлов. А с 1960-х годов одним из при­оритетных направлений ста­ла борьба с раком. Именно здесь, в Дрездене, ученым, который когда-то сыграл не последнюю роль в производ­стве самого смертоносного оружия современности, была разработана многоэтапная системная терапия, спасшая жизнь многим людям.

В 1970-х годах ученого по­стигла тяжелейшая болезнь — он оказался прикован к по­стели с диагнозом «общее истощение организма». Не слушая врачей, которые от­мерили ему не больше двух лет жизни, сохранивший свои интеллектуальные спо­собности фон Арденне са­мостоятельно разработал и испытал на себе многоэтап­ную кислородную терапию. Проще говоря, несколько раз в день он дышал чистым кис­лородом по определенному графику. Сегодня эта мето­дика используется во всем мире. А сам Манфред фон Арденне встал на ноги бук­вально за несколько дней, к полному изумлению «приго­воривших» его специалистов.

Бывший штандартенфю­рер СС и один из создателей советской атомной бомбы умер в 1997 году в возрасте 90 лет. Сегодня он почитается в Германии как великий изо­бретатель, сравнимый с Эди­соном.

 

 

 

Просмотр рекламы — Ваша поддержка.

Один комментарий к “Манфред Фон Арденне

Обсуждение закрыто.