ВидеоИсторияПроишествия

Чудо в Андах

Как правило, авиаката­строфы заканчиваются гибелью всех, кто нахо­дится на борту лайнера. Но 13 октября 1972 года, когда в Андах потерпел катастрофу уругвайский самолет, перевозивших команду регбистов в количестве 40 человек, часть из них выжила.

13 октября 1972-го турбовинтовой самолет уругвайских ВВС с командой «Олд Кристианс» на борту оторвался от взлетно-посадочной полосы аэропорта Монтевидео и взял курс на Сантьяго.

В самолете находились пять членов экипажа и 40 пассажиров — среди них на­ходились и болельщики из группы поддержки команды.

После промежуточной посадки лайнер взял курс на Анды. И вот тут самолет попал в циклон. Видимость настолько ухудшилась, что лайнер при попытке набрать высоту зацепил хвостовой частью вершину пика и, ло­мая крылья, покатился по склону вниз. К счастью, сле­жавшиеся многометровые пласты снега остановили па­дение в пропасть.

10 пассажиров погибли, еще несколько скончались позже от полученных травм и кровопотери. А оставши­еся в живых 27 человек по­пытались создать временное укрытие в корпусе самолета.

Впоследствии эта рукотвор­ная «хижина», собранная из обломков, стала могильни­ком еще для восьми человек: самолет накрыла снежная лавина.

Но поначалу все, кто ока­зался на высоте более трех километров, надеялись на помощь. Поисками пропав­шего самолета занимались спасатели сопредельных стран — Боливии, Чили и Ар­гентины. Но безуспешно: помешала плохая погода. Кроме того, белая окраска фюзеляжа, сливающаяся со снегом, сыграла роль маски­ровки. Уже на восьмой день поисков спасательную опе­рацию прекратили.



На борту самолета продо­вольствия не было, если не считать нескольких плиток шо­колада, печенья и нескольких бутылок ликера. Оценив ситу­ацию, командование взял на себя капитан регбистов Нандо Паррадо. Он принял решение: достигнуть перевала, а точнее лежащей за ним чилийской Зеленой долины, и вызвать подмогу. Он же распорядился ради спасения оставшихся в живых употребить в пищу все, что было в салоне разбившего­ся самолета. Воду они добыва­ли из снега и в первую очередь отдавали больным. В команде был портной, и Паррадо при­казал сшить спальные мешки из обивки кресел.

А тем временем список погибших продолжал расти. Регбист Нума Туркатти умер от заражения крови. В ре­зультате в поисках спасения 12 декабря в горы ушли трое Паррадо, Роберто Канесса и Антонио Визинтин.

В первый световой день путникам удалось преодолеть не более десяти километров.

Но уже через сутки они наткнулись на оторванную хвостовую часть самолета, где находился багажный от­сек. Там были чемоданы с одеждой, небольшое коли­чество провизии и сигарет. Путники пошли дальше, но тут началась пурга, и Пар­радо отправил заболевшего дизентерией и ослабевшего Визинтина обратно в лагерь на самодельных санках. Путь они продолжили вдвоем.

Перевалив за горный хре­бет, они наткнулись на следы человека. А потом встретили пастуха Серхио Каталана. Он помог им связаться с мест­ными властями.

22 декабря два вертолета ВВС Чили обнаружили ла­герь и эвакуировали остав­шихся в живых 16 постра­давших.

Родственники и близкие люди, не надеясь на спасение, уже мысленно похоронили своих любимых. Так что их об­наружение было настоящим чудом. И это невероятное спа­сение так и вошло в историю под названием «Рождествен­ское чудо в Андах».