Чудо в Андах
Как правило, авиакатастрофы заканчиваются гибелью всех, кто находится на борту лайнера. Но 13 октября 1972 года, когда в Андах потерпел катастрофу уругвайский самолет, перевозивших команду регбистов в количестве 40 человек, часть из них выжила.
13 октября 1972-го турбовинтовой самолет уругвайских ВВС с командой «Олд Кристианс» на борту оторвался от взлетно-посадочной полосы аэропорта Монтевидео и взял курс на Сантьяго.
В самолете находились пять членов экипажа и 40 пассажиров — среди них находились и болельщики из группы поддержки команды.
После промежуточной посадки лайнер взял курс на Анды. И вот тут самолет попал в циклон. Видимость настолько ухудшилась, что лайнер при попытке набрать высоту зацепил хвостовой частью вершину пика и, ломая крылья, покатился по склону вниз. К счастью, слежавшиеся многометровые пласты снега остановили падение в пропасть.
10 пассажиров погибли, еще несколько скончались позже от полученных травм и кровопотери. А оставшиеся в живых 27 человек попытались создать временное укрытие в корпусе самолета.
Впоследствии эта рукотворная «хижина», собранная из обломков, стала могильником еще для восьми человек: самолет накрыла снежная лавина.
Но поначалу все, кто оказался на высоте более трех километров, надеялись на помощь. Поисками пропавшего самолета занимались спасатели сопредельных стран — Боливии, Чили и Аргентины. Но безуспешно: помешала плохая погода. Кроме того, белая окраска фюзеляжа, сливающаяся со снегом, сыграла роль маскировки. Уже на восьмой день поисков спасательную операцию прекратили.
На борту самолета продовольствия не было, если не считать нескольких плиток шоколада, печенья и нескольких бутылок ликера. Оценив ситуацию, командование взял на себя капитан регбистов Нандо Паррадо. Он принял решение: достигнуть перевала, а точнее лежащей за ним чилийской Зеленой долины, и вызвать подмогу. Он же распорядился ради спасения оставшихся в живых употребить в пищу все, что было в салоне разбившегося самолета. Воду они добывали из снега и в первую очередь отдавали больным. В команде был портной, и Паррадо приказал сшить спальные мешки из обивки кресел.
А тем временем список погибших продолжал расти. Регбист Нума Туркатти умер от заражения крови. В результате в поисках спасения 12 декабря в горы ушли трое Паррадо, Роберто Канесса и Антонио Визинтин.
В первый световой день путникам удалось преодолеть не более десяти километров.
Но уже через сутки они наткнулись на оторванную хвостовую часть самолета, где находился багажный отсек. Там были чемоданы с одеждой, небольшое количество провизии и сигарет. Путники пошли дальше, но тут началась пурга, и Паррадо отправил заболевшего дизентерией и ослабевшего Визинтина обратно в лагерь на самодельных санках. Путь они продолжили вдвоем.
Перевалив за горный хребет, они наткнулись на следы человека. А потом встретили пастуха Серхио Каталана. Он помог им связаться с местными властями.
22 декабря два вертолета ВВС Чили обнаружили лагерь и эвакуировали оставшихся в живых 16 пострадавших.
Родственники и близкие люди, не надеясь на спасение, уже мысленно похоронили своих любимых. Так что их обнаружение было настоящим чудом. И это невероятное спасение так и вошло в историю под названием «Рождественское чудо в Андах».