Београд
В последние дни марта 1999 года в нейтральных водах Черного моря проходили государственные ходовые испытания российского сторожевого корабля проекта 61СК, подготовленного к передаче Югославии в счет непогашенных советских долгов. Не первой молодости корабль (спроектирован Ленинградским Северным ПКБ в конце 1950-х годов и построен на верфях Николаева в 1960-х) все еще не утратил своих боевых качеств. Этому способствовало проведение глубокой модернизации и перевооружения. При полном водоизмещении порядка 4500 тонн сторожевик был буквально нашпигован артиллерийским, ракетным и торпедным оружием. Мощная газотурбинная установка позволяла развивать скорость не менее 35 узлов. На завершающем этапе испытаний на корабле, уже получившем новое имя Београд (так называется Белград по-сербски), находился югославский экипаж (около 250 человек), а также шесть представителей российской сдаточной команды.
В Югославии в эти дни разворачивалась агрессивная акция, предпринятая НАТО без санкции Совета безопасности ООН. Не решаясь на проведение наземной операции против довольно сильной и настроенной решительно армии этой страны, НАТО развязал тотальную воздушную войну. В течение двух с половиной месяцев днем и ночью не прекращались бомбардировки Белграда и других городов. Жертвами их стали около 1400 мирных жителей, в том числе 88 детей.
Североатлантический альянс сосредоточил против Югославии объединенную военно-воздушную и военно-морскую группировку. В нее входило более 370 самолетов и 35 боевых кораблей. 6 апреля 1999 года в зону вооруженного конфликта прибыла авианосная ударная группировка ВМС США в составе авианосца «Теодор Рузвельт», имевшего на борту 79 боевых самолетов и вертолетов, нескольких крейсеров, эсминцев и других кораблей. Взлетающие с авианосца палубные истребители-бомбардировщики и запускаемые с кораблей крылатые «Томагавки» внесли свой вклад в разрушение югославских городов и гибель их жителей. Россия, решив хотя бы символически обозначить свое присутствие в зоне конфликта, а также в целях разведки и тренировки экипажей в условиях, приближенных к боевым, направила в Адриатику восемь кораблей Черноморского флота. В том числе три сторожевика проекта 61 СК: «Решительный», «Сдержанный» и «Славный». По согласованию с турецким правительством российские боевые корабли преодолевали черноморские проливы по одному, ежедневно с 1 по 8 апреля.
Но вернемся на борт «Београда». 6 апреля югославский экипаж неожиданно для российских специалистов застопорил ход. К кораблю приблизилась всплывшая подводная лодка. С нее на сторожевик поднялись представители генштаба Югославии и передали командиру корабля запечатанный пакет. В полученном сообщении командиру от лица генштаба были переданы глубокие соболезнования в связи с гибелью всей его семьи (жены, матери, отца и двоих маленьких детей). Трагедия произошла в результате попадания в дом ракеты «Томагавк». Одновременно предписывалось испытания прервать и передать корабль
российскому ВМФ. Вместо этого уже через час командир эвакуировал всех присутствовавших на борту россиян на подводную лодку, которая через сутки доставила их к болгарским берегам.
Затем, нанеся на борт сторожевика наименование и бортовой номер российского корабля «Славный» (переход которого через проливы намечался на следующий день) и подняв Андреевский флаг, «Београд» преодолел проливы. И ранним утром 7 апреля вошел в Адриатическое море. Маскарад сработал: командование обеих флотских группировок (НАТО и России) приняло «Београд» за российский корабль. Правда, вызывало недоумение его радиомолчание. Но когда по-прежнему соблюдающий радиомолчание «Београд» взял курс на американский авианосец, командующие российской и натовской группировок вступили в оживленные переговоры, ведя одновременно консультации с вышестоящими штабами и политическим руководством своих стран. Командующий российской группировкой предположил, что лже-«Славный» выполняет секретное задание ФСБ, о котором его не проинформировали. Американцы же направили на перехват загадочного корабля эсминец «Росс», который сблизился с ним на дистанцию 8 километров. «Београд» передал на американский эсминец сигнал «имею неисправность» и снизил ход. К этому моменту российское командование наконец разобралось в ситуации и проинформировало о принадлежности корабля американцев. Тогда «Росс» поднял свой палубный вертолет с досмотровой партией. При попытке зайти на посадку на вертолетную площадку «Београда» вертолет получил две длинные очереди 30-миллиметровых снарядов из кормовых артиллерийских автоматов сторожевика и рухнул в море. Вслед за тем «Београд» произвел залп четырьмя противокорабельными ракетами «Уран», две из которых были уничтожены в воздухе зенитно-ар- тиллерийскими установками эсминца. Две другие достигли цели, вызвав взрыв и пожар на борту американского корабля.
Этого командованию «Београда» показалось мало, и по пораженному эсминцу был открыт огонь из артиллерийских орудий. А после сближения на дистанцию 5 километров — еще и из реактивных бомбометов «Смерч». В ответ «Росс» открыл огонь из носового 127-миллиметрового орудия и запустил две самонаводящиеся торпеды из бортового противолодочного аппарата. Система противоторпедной защиты «Београда», переведенная на ручной режим управления для обстрела эсминца из бомбометов, не позволила своевременно выдать команду на противоторпедный залп. Обе американские торпеды ударили в борт корабля, после чего уже горящий «Београд» пошел ко дну.
Тяжело поврежденный «Росс» затонул через четыре часа после взрыва его погребов. Покинувшая гибнущий корабль часть экипажа была спасена. Гораздо большие потери понес экипаж «Београда». О количестве погибших в этом неожиданном бою обе стороны не сообщали.