Анвар Садат
Третий президент Египта Анвар Садат начинал свою карьеру как большой друг Советского Союза, а закончил в статусе верного союзника США. И именно эта непоследовательность, скорее всего, привела Садата к трагической гибели…
Трудно понять, каким образом отец будущего президента Египта, служивший писарем при военном госпитале, сумел дать образование своему сыну Анвару, родившемуся 25 декабря 1918 года, — ведь в семье Садатов было 13 детей, и каждый из них мечтал о лучшей жизни.
Тем не менее Анвар закончил военное училище, где познакомился с будущими лидерами независимого Египта — молодыми офицерами, которые после Июльской революции 1952 года стали определять политический и экономический курс этого древнего государства.
После окончания училища молодого лейтенанта отправили служить в гарнизон города Манкабад. Там Анвар свел дружбу с энергичным и волевым офицером Гамалем Абделем Насером — будущим президентом Египта. Молодые люди, опьяненные идеалами свободы и ненавидевшие англичан, оккупировавших Египет, были членами подпольного общества «Молодые офицеры». Поэтому после начала Второй мировой войны Садат, как и многие другие, симпатизировал нацистам — он считал их единственной силой, способной разгромить Англию. Впрочем, Гитлер нравился Садату не только поэтому — молодой офицер был сторонником диктатуры, а вождь Третьего рейха в этом смысле мог служить идеальным примером.
В 1942 году, когда части Африканского корпуса находились в 70 километрах от Александрии, Садат уговаривал своих друзей из «Молодых офицеров» поднять восстание в тылу британской армии. Когда из этого ничего не вышло, он стал сотрудничать с немецкими агентами в Каире, за что его арестовали, разжаловали в рядовые и бросили в тюрьму. Только в 1944 году ему удалось бежать. В течение пары лет Анвар находился на нелегальном положении, и только в 1945-м, после победы над Гитлером его амнистировали. Впрочем, это не погасило революционного пыла Анвара — в 1945 году он с друзьями организовал несколько покушений на представителей британской администрации, а в 1946 году организованная им группа застрелила бывшего министра финансов Египта Амина Османа. Садату грозила смертная казнь или пожизненная каторга. Но в 1948 году непосредственный исполнитель убийства сбежал из тюрьмы, и у следствия не нашлось доказательств участия Садата в организации заговора.
Он вышел на свободу (удивительные нравы царили в армии Египта!) и не только восстановился в армии, но и сумел получить звание подполковника и все преференции, которые полагались военнослужащему!
В 1952 году бравый офицер «отблагодарил» простившую его власть: во время заговора офицеров, свергнувших короля Фарука, он обеспечивал заговорщиков телефонной связью.
Революция победила, Садат рассчитывал получить свой кусок славы. Но не тут-то было: Насер оседлал революционную волну, так что Садату
пришлось прикусить язык и следовать в его фарватере.
Все время правления Насера, который стоял у руля Египта в течение шестнадцати лет, Садат был его верным сторонником. За это ему даже дали обидную кличку — Насеровский Пудель. Анвар Садат занимал пост председателя Национальной ассамблеи (ничего не решающая должность), и только в 1969 году его назначили вице-президентом.
28 сентября 1970 года Насер умер. Президентом избрали Анвара Садата. На Западе его считали фигурой временной, была недовольна и Москва — там хотели видеть на высшем посту просоветски настроенного генерального секретаря Арабского социалистического союза Али Сарби. Но тихий, малозаметный Садат всех устраивал. Ему дали штурвал государства, и он вцепился в него мертвой хваткой!
Надо сказать, что Насер, большой поклонник социалистических преобразований и друг СССР (Никита Хрущев даже присвоил ему звание Героя Советского Союза), оставил Садату разваленную страну.
Но самой позорной страницей Египта тех лет была Шестидневная война 1967 года. Страна, которой руководили военные и которая интенсивно вооружалась, с треском проиграла ее Израилю. Часть территории Египта была оккупирована, огромные военные траты ощутимо влияли на экономику страны.
И Садату пришлось разгребать все это наследие в кратчайшие сроки.
Можно сказать, что ему это удалось. Хотя поначалу президенту пришлось сделать ряд хитроумных маневров. Ведь ему было необходимо дружить с СССР, чтобы в дальнейшем получать от него военную технику и оружие. Но и ладить с США: те давали Египту деньги.
Анвар Садат то летал в Москву, где заявлял о вечной дружбе с коммунистами и просил сделать Египет страной-участницей Организации Варшавского договора. То высылал советских военных из страны и при этом предлагал заключить СССР договор на использование египетских портов.
Это была опасная тактика, но учитывая жесткость Садата (а он быстро разобрался с противниками, усадив в тюрьму оппозицию и всех конкурентов на власть), она принесла свои плоды: экономика Египта восстанавливалась быстрыми темпами, и вскоре Египет уж был готов проучить обнаглевшего соседа — Израиль.
6 октября 1973 года в Судный день, самый святой день еврейского календаря, Египет напал на Синай, а Сирия — на Голанские высоты. В течение нескольких дней египетские войска прорвали оборонительную линию Бар-Лева, разгромили несколько израильских частей и могли беспрепятственно двигаться на Тель-Авив, завершив войну в кратчайшие сроки. Но Садат вдруг отдал приказ остановиться, армия потеряла стратегическую инициативу, в результате чего Израиль нейтрализовал Сирию и успел перекинуть войска на египетский фронт. В течение 18 дней войска Египта и Сирии были Израилем разгромлены, и только посредничество СССР помогло Садату выйти из войны, не потеряв лица окончательно.
Это загадочное поведение Садата до сих пор вызывает недоумение у военных аналитиков — президент Египта фактически отдал победу в руки врага. Чем же это можно объяснить?
По одной из версий, Анвар Садат попросту испугался, узнав, что премьер-министр Израиля Голда Меир отдала приказ подвесить ядерные авиабомбы к самолетам эскадрильи особого назначения. Тем самым он спас мир от ядерной войны.
Но есть и другая, более правдоподобная версия. Согласно этой версии, течение «войны Судного дня» было предопределено еще до ее начала: Египет, США и Израиль договорились обо всех аспектах конфликта. Зачем? Все просто: в результате войны Садат получил внутри Египта имидж победителя (первые дни наступления навсегда остались в памяти египтян), после чего пригласил для послевоенного урегулирования США, тем самым навсегда избавившись от влияния СССР. США же эта война была необходима, чтобы приструнить Израиль, который вел себя слишком самостоятельно и выходил из-под контроля. Но и Израиль не оставался внакладе: США отблагодарили его десятками вето в Совете Безопасности, миллиардами долларов помощи и позволили реализовать самые авантюрные планы. А жертвами войны были только Сирия, которая после нее так и не : оправилась, и весь арабский мир: США получили возможность «подбрасывать дрова» в ближневосточный «костер», что они до сих пор с успехом и делают.
А в сентябре 1978 года Анвар Садат политически закрепил итог вероломного плана: заключил Кэмп-Дэвидское соглашение. Это был договор о мире, выгодный Египту и Израилю и невыгодный для всего арабского мира.
И не удивительно, что вскоре на Садата было организовано покушение: религиозный фанатик Мухаммед Фарраг, старший лейтенант египетской армии Халед Исламбули и их сторонники убили президента на военном параде 6 октября 1981 года (между 1977 и 1981 годами было предотвращено 38 покушений и один государственный переворот).
Заговорщики были арестованы и казнены, но кто на самом деле стоял за убийством президента Египта, неясно до сих пор. Кроме религиозных фанатиков, которых официально принято считать виновниками заговора, египетского президента могли «заказать» и советские спецслужбы — отказавшись от сотрудничества, Садат нанес слишком большой урон СССР, не только материальный, но и политический. Убийство могли совершить и американцы: мавр сделал свое дело — мавр может уйти.
Как бы там ни было, Анвар Садат оказался в длинном ряду тех, кого раздавила рухнувшая пирамида власти. Ведь только фараоны умели строить свои пирамиды на тысячелетия.
Но и этот секрет они унесли с собой.