Иван де Витт. «Штирлиц» XIX столетия
Отец будущего разведчика Иосиф Витт был комендантом польской крепости Каменец-Подольский. Здесь 17 ноября 1781 года и появился на свет маленький Иван. Его семья была довольно известной — недаром крестным будущего русского генерала стал тогдашний король Польши Станислав Понятовский.
Позднее Иосиф Витт перешел на российскую службу, а юного графа де Витта (к тому времени его отец получил титул графа Священной Римской империи) записали рядовым в Конную гвардию — один из самых элитных полков русской армии.
Но до совершеннолетия он был оставлен дома «для обучения наукам и языкам». В этом деле Иван де Витт преуспел — юный граф получил блестящее образование и овладел в совершенстве шестью языками.
Детство у тогдашних отпрысков знатных фамилий заканчивалось рано. В чине корнета 16-летний Иван де Витт начал свою воинскую службу. Его способности вскоре заметил император Павел I. По всей видимости, царь поручил юному и смышленому конногвардейцу выполнить какие-то секретные поручения. Граф де Витт выполнил их блестяще, за что был награжден с поистине царской щедростью. В начале 1801 года вроде бы ничем себя не проявивший 20-летний офицер неожиданно для всех стал полковником и кавалером одного из высших тогда российских орденов — Святого Иоанна Иерусалимского. Павел I, обычно во всеуслышание объявлявший о поощрениях и наградах своим подданным, на это раз был на удивление сдержан. И сам де Витт помалкивал о своих тайных делах. Можно лишь предполагать, что связаны они были с Наполеоном, правда, тогда еще не императором, а первым консулом. Правда, вскоре царь стал жертвой дворцового переворота, организованного на деньги англичан.
Несмотря на то, что вступивший на российский престол император Александр I торжественно объявил о полном отказе от внешней политики, проводимой его отцом, граф де Витт не попал в опалу. Его таланты по достоинству оценил новый самодержец.
В течение нескольких лет полковник, официально числясь на службе в лейб- кирасирском полку, фактически обитал в штабе гвардейского корпуса. Там он занимался сбором и анализом информации об армиях европейских государств — потенциальных противников России.
Но Иван де Витт не был штабным офицером, под любым предлогом избегавшим полей сражений. Вместе со своим лейб-кирасирским полком он участвовал в несчастливом для России Аустерлицком сражении и во время атаки получил тяжелое ранение. После выздоровления он снова вернулся в действующую армию к своим привычным обязанностям — добыче и обработке информации о войсках императора Франции Наполеона I.
А потом произошло то, что потрясло весь тогдашний столичный бомонд. Граф Иван де Витт в июле 1805 года выходит в отставку и… уезжает в Париж. Но
это еще полбеды. Полковник элитного гвардейского полка, кавалер высоких государственных наград… поступает волонтером на службу к своему бывшему врагу, французскому императору Наполеону Бонапарту.
Бывшие сослуживцы графа не могли сдержать своего возмущения.
Но, видимо, все было не так просто. Подтверждением тому стало указание царя не вычеркивать «перебежчика» из списков офицеров, состоящих на службе в русской армии. Похоже на то, что Иван де Витт таким способом внедрялся в окружение французского императора. И граф в этом преуспел.
Внедрение прошло успешно. Иван де Витт вскоре стал своим человеком в парижских великосветских салонах. Там он познакомился с сестрой Наполеона Полиной Боргезе. Он также завел знакомство с чиновником Военного министерства Франции, неким месье Мишелем. Позднее, в 1812 году, Мишель будет разоблачен французской контрразведкой как русский шпион, осужден и казнен на гильотине.
Став офицером армии Наполеона, Иван де Витт храбро сражался с австрийцами, сумев обратить на себя внимание шурина Наполеона, отчаянного рубаки Мюрата. Ну, а через него уже просто было выйти на французского императора.
Интересно, что и Наполеон быстро оценил способности графа в области разведки. Вскоре де Витт стал служить в походном штабе Бонапарта, который не раз давал ему секретные задания. Все они были выполнены с обычным для графа блеском. Например, он успешно провел несколько сложных разведывательных миссий в Испании и Турции.
А самое главное — Иван де Витт стал поверенным в любовной связи Наполеона с польской графиней Марией Валевской. Дело в том, что жена де Витта, некая Юзефа Любомирская, в первом браке Валевская, была свояченицей Марии Валевской и, несмотря на новое замужество, сохранила с ней самые близкие отношения. К тому же мадам де Витт, как писали современники, умудрялась одновременно сожительствовать как со вторым, так и с первым мужем. Впрочем, сам граф даже не пытался устраивать своей ветреной жене сцены ревности. По всей видимости, он женился на ней лишь для того, чтобы добиться полного доверия Наполеона.
И Иван де Витт сумел это сделать.
Через него Наполеон и Мария Валевская вели свою интимную переписку. Насколько Бонапарт доверял де Витту, можно понять из того, что в 1811 году император назначил графа своим личным тайным эмиссаром в Герцогстве Варшавском. Отныне полковник французской (и русской) службы де Витт был допущен к самым важным секретам Франции. В Варшаве Иван де Витт пробыл больше года, обмениваясь письмами как с министром иностранных дел Талейраном (кстати, тоже русским агентом), так и с самим Наполеоном. Самое интересное, что граф, доверенное лицо самого Наполеона, в то же время числился в списках русской армии как резидент военной разведки 2-й русской армии генерала Петра Багратиона.
Но вскоре тучи сгустились над головой де Витта. Накануне вторжения Наполеона в Россию в Париже арестовали русского шпиона месье Мишеля, с которым граф работал долго и плодотворно. Он запирался недолго и, припертый к стенке неопровержимыми уликами, стал сдавать французской контрразведке всех, кого знал. В числе таковых был и полковник наполеоновской армии Иван де Витт.
По всей видимости, свои люди во французских спецслужбах сумели вовремя предупредить графа. Буквально за две недели до начала войны де Витт тайно покинул штаб Наполеона и тайком переплыл Неман. Он был тут же доставлен в штаб 1-й русской армии, которой командовал генерал Барклай-де-Толли. Михаил Богданович, как военный министр, России (с января 1810 года по сентябрь 1812 года) прекрасно знал о секретной миссии графа.
После доклада Барклаю Иван де Витт был немедленно отправлен в Санкт- Петербург, где его уже ждал Александр I. Конфиденциальная беседа графа и императора длилась несколько часов. Из кабинета царя де Витт вышел уже генерал-майором и с новым назначением. Теперь его путь лежал в Киев, где ему было приказано формировать новые уланские полки, а заодно, используя свои агентурные связи в Польше, вести разведывательную работу.
Потом граф участвовал в заграничном походе 1813-1814 годов. Командуя уланской дивизией, он принял участие в сражениях при Люцене и Бауцене, при Кацбахе и Лейпциге. За взятие города Калиш (Польша) он был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени.
После войны граф несколько лет служил в качестве генерала по особым поручениям при командующем Русским оккупационным корпусом во Франции графе Михаиле Воронцове, фактически занимаясь привычным для себя делом — разведкой и контрразведкой.
После возвращения на родину Иван де Витт был награжден орденом Александра Невского и жалован чином генерал-лейтенанта.
Графу де Витту довелось послужить и императору Николаю I, причем на ниве как разведки, так и государственной безопасности. Именно он еще 18 октября в докладной записке царю сообщил о деятельности тайных обществ.
Во время Русско-турецкой войны 1827-1828 гг. он сумел развернуть на территории Османской империи надежную агентурную сеть, которая своевременно сообщала русскому командованию обо всех перемещениях турецких войск.
Умер Иван де Витт в 1840 году в Крыму, похоронен в Севастополе.
Подписывайтесь на аккаунт агентства ХХI Век в Фейсбуке, Twitter и Вконтакте
26.01.2015, 18:54
«На английские деньги». Враньё под видом рядовой информации