Восстание в Кронштадте
1 марта 1921 года кронштадтские моряки заявили о себе не как о братве анархистов в широких клешах, как это пытаются представить некоторые историки, а как о настоящей революционной силе, жаждущей свободы для всего трудового народа. И причины для этого выступления были крайне серьезные.
К началу 1921 года Россия была обескровлена Гражданской войной. Основная часть промышленного потенциала страны была полностью выведена из строя.
В России производилось всего лишь 2% довоенного количества чугуна и стали, 3% сахара, 5-6% хлопчатобумажных тканей и так далее. Промышленный кризис породил массовую безработицу, деградацию и деклассирование пролетариата. Крестьянство измотали различными мобилизациями, конфискациями и продразверсткой. Повсеместное возмущение вызывал произвол партии большевиков, который чинился под лозунгом утверждения диктатуры пролетариата, но по сути являлся диктатурой коммунистической партийной верхушки.
В конце 1920-го — начале 1921 года вооруженные восстания охватили Западную Сибирь, Тамбовскую и Воронежскую губернии, Среднее Поволжье, Дон и Кубань.
Тяжелое положение сложилось и в Петрограде. Здесь были сокращены нормы выдачи хлеба населению, отменены многие продовольственные пайки, возникла реальная угроза голода.
В начале 1921 года власти объявили, по причине отсутствия сырья и топлива, о закрытии 93 петроградских заводов, на улице оказались 27 тысяч питерских рабочих. В ответ в городе вспыхнули массовые забастовки. Волнения в Петрограде и других районах страны не могли не повлиять на настроения моряков, солдат и рабочих Кронштадта.
28 февраля моряки двух самых крупных линейных кораблей — «Петропавловск» и «Севастополь» — созвали собрание и приняли антибольшевистскую резолюцию.
Днем 1 марта на якорной площади Кронштадта состоялся грандиозный митинг, собравший около 16 тысяч человек. На нем решили разоружить коммунистов, не согласных с принятой резолюцией и угрожавших силой оружия усмирить недовольных.
2 марта восставшие избрали Временный революционный комитет, который возглавил матрос броненосца «Петропавловск» Степан Петриченко. Власть в Кронштадте без единого выстрела перешла в руки ревкома.
Свою политическую позицию ревком выразил в специальном воззвании. В нем, в частности, говорилось: «Совершая Октябрьскую революцию в 1917 году, труженики России надеялись достичь своего полного раскрепощения и возложили свои надежды на много обещавшую партию коммунистов. Что же за 3,5 года дала партия коммунистов, возглавляемая Лениным, Троцким, Зиновьевым и другими? За 3,5 года своего существования коммунисты дали не раскрепощение, а полнейшее порабощение личности человека. Вместо полицейско-жандармского монархизма мы получили ежеминутный страх попасть в застенок чрезвычайки, во много раз своими ужасами превзошедшей жандармское управление царского режима…»
Дальше восставшие обещали в случае своей победы строго соблюдать гражданские права и свободы, провозглашенные в феврале и октябре 1917 года, отменить продразверстку в деревне, разрешить свободную торговлю, восстановить в стране нормальную экономическую жизнь, провести свободные выборы в советы всех уровней. Главный лозунг восставших: «Советы — без коммунистов» — подразумевал лишение партии большевиков монополии на политическую власть.
Известия о событиях в Кронштадте вызвали резкую реакцию советского руководства. Движение в Кронштадте объявили мятежом, организованным французской контрразведкой.
Кронштадтцы добивались открытых и гласных переговоров с властями, однако позиция Ленина и Троцкого с самого начала была однозначной: никаких переговоров и компромиссов, мятежники должны быть жестоко наказаны.
Но сделать это было не так просто. Общая численность корабельных команд, военных моряков береговых частей, а также сухопутных войск, дислоцированных в Кронштадте и на фортах, составляла на 13 февраля 1921 года 26 887 человек. При этом практически все солдаты и матросы имели боевой опыт Первой мировой и Гражданской войн.
В связи с угрозами властей силой расправиться с кронштадтцами, ревком обратился к военным специалистам, бывшим царским офицерам, с просьбой организовать оборону крепости.
5 марта договоренность была достигнута, и группа военспецов во главе с бывшим генералом Александром Козловским влилась в ряды восставших. Военные специалисты предложили, не ожидая штурма крепости, перейти в наступление, быстрым ударом захватить Ораниенбаум, Сестрорецк, а затем и сам Петроград. Сил для такого наступления имелось достаточно, учитывая поддержку мощной корабельной артиллерии. Однако первым начать военные действия ВРК решительно отказался, и это была главная ошибка восставших.
Тем временем для ликвидации «мятежа» спешно сформировали 7-ю армию под командованием Михаила Тухачевского.
8 марта состоялся первый штурм крепости, закончившийся неудачей. Понеся большие потери, советские войска отступили на исходные рубежи. Основная причина неудачного штурма заключалась в низком моральном духе красноармейцев, которых бросили на лед Финского залива под огонь корабельной артиллерии. Многие из них сочувствовали восставшим. Дело дошло до прямого неповиновения красноармейцев. В полосе наступления Южной группы отказался подчиниться приказу штурмовать Кронштадт 561-й полк. На северном участке с большим трудом удалось послать в наступление отряд петроградских курсантов, считавшийся самым боеспособным среди войск Северной группы.
Чтобы заставить воинские части наступать, Тухачевскому пришлось прибегнуть не только к агитации, но и к угрозам. Ненадежные части разоружались и отправлялись в тыл, зачинщики расстреливались.
Подтянув новые части, в ночь на 17 марта Тухачевский начал новый штурм. Перед этим крепость подверглась мощному артиллерийскому обстрелу и даже бомбежке с аэропланов, которые старались повредить стоящие на рейде корабли. Несколько бомб угодили прямо в «Петропавловск», нанеся ему серьезные повреждения. Преодолев Финский залив по льду, штурмующие группы, в том числе и крупные отряды кавалерии, ворвались в Кронштадт. Весь день на его улицах шли кровопролитные бои. Когда стало ясно, что дальнейшее сопротивление бесполезно, штаб обороны крепости разрешил ее защитникам покинуть Кронштадт. ВРК по радио запросил правительство Финляндии, может ли оно принять восставших. После получения положительного ответа начался организованный отход к финскому берегу.
Всего в Финляндию ушли около 8 тысяч человек, среди них весь штаб крепости, а также 12 из 15 членов ревкома.
Оставшихся в Кронштадте ожидала незавидная участь. Все пленные матросы и красноармейцы прошли через ревтрибунал. Особенно жестоко расправились с моряками линкоров «Петропавловск» и «Севастополь» — их почти всех поставили к стенке.
Всего 2103 матроса расстреляли, 6447 человек приговорили к разным срокам заключения, 2765 человек были выселены из города.
Карательная акция против Кронштадта наглядно показала всем, что коммунистическая партийная верхушка ни при каких обстоятельствах не откажется от монопольной власти. Жестокое подавление Тамбовского восстания летом 1921 года еще раз подтвердило, что новая власть готова вести войну против собственного народа. Но на определенные уступки большевикам все же пришлось пойти. Под влиянием кронштадтских событий в стране была свернута политика военного коммунизма и начата новая экономическая политика (НЭП).
Подписывайтесь на аккаунт агентства ХХI Век в Фейсбуке, Twitter и Вконтакте
23.01.2015, 22:55